Машиностроение Украины и мира

Украина: тернистый путь Корпорации «Богдан» длиною в 12 лет – анализ

12 лет назад была основана Корпорация “Богдан”, которую учредили 20 предприятий, уже работавших на украинском автомобильном рынке. Но амбиции корпорации уже тогда не ограничивались только Украиной. “Богдан” затеял масштабные строительства, переносила производства и планировала стать транснациональным оператором. Давайте вспомним, как все это было и что помешало многим планам реализоваться.

На момент образования Корпорации “Богдан”, входящие в ее структуру предприятия уже были одними из ведущих операторов на украинском рынке. По итогам 2004 г. новоиспеченный “Богдан” контролировал 14,2% рынка и вел сборку автомобилей на Луцком автозаводе, организовал совместное производство ВАЗ-2107, 2093/99 на ЗАЗе и выпускал собственные автобусы “Богдан” в Черкассах. Концерн был импортером автомобилей Hyundai, KIA, Subaru и основным оператором в Украине продукции АвтоВАЗа. Сам же автомобильный брэнд “Богдан” родился еще в 1998 г., с появлением первого автобуса А091.

С появлением Корпорации “Богдан” начал реализовываться самый масштабный в новейшей истории Украины автомобильный проект – строительство полностью нового автозавода в Черкассах мощностью 120000 авто в год. Одновременно все автобусное производство из Черкасс должно было переместиться в Луцк на площади завода ЛуАЗ, где создавался современный завод по производству автобусов мощностью 7000 шт. в год.

Эти ротации получили название “Рокировка”, по аналогии с шахматами. Таких масштабных перемещений автозаводов Украина еще не знала. Но в 2005 г. авторынок был на подъеме и рос по 30-40% в год.

Корпорация “Богдан” была успешна во всех начинаниях, и экспортировала свои одноименные автобусы в Россию, Грузию, Казахстан, Молдову и Беларусь. Только за 2005 г. объем производства автобусов вырос на 78% и достиг показателя 2008 единиц. А сборка легковых автомобилей в Луцке превысила показатель 30000 шт.

После объявления в 2005 г. в России особых льгот для автомобильных производителей, Корпорация “Богдан” решается совместно с партнерами построить еще один автозавод в Нижегородской области, где должны были выпускать легковые и грузовые автомобили и автобусы. Украинская делегация, которая прибыла 20 декабря 2006 г. закладывать первый камень, в строительство нового предприятия и тогда анонсировала грандиозные планы. “Инвестиции в строительство завода составят $470 млн. Полная локализация проекта дополнительно позволит привлечь еще $300 млн.”, – об этом сообщил президент Корпорации “Богдан” Олег Свинарчук в Нижнем Новгороде (РФ) на церемонии закладки первого камня завода.

Согласно проекту на мощностях предприятия по технологии сварки, окраски, сборки должны были производить легковые автомобили Chevrolet Lanos и Chevrolet Aveo в количестве 160000 авто в год, а также 6000 автобусов “Богдан-Іsuzu” малого, среднего и большого классов. Запланированы также выпуск 8000 шасси для автобусов, а также дизельных двигателей для среднетонажных грузовиков и автобусов. Производственные мощности составят 60000 двигателей в год.

Но украинские инвестиции уже тогда не очень-то пускали на российский рынок. Строительство автозавода в РФ так и не началось, зато возведение нового предприятия в Черкассах шло полным ходом. Корпорация “Богдан” ежегодно прибавляла в продажах и представляла новинку за новинкой. В 2007 г. она стала уже оператором №2 на украинском авторынке.

Правда, у стратегов уже тогда возникали опасения по поводу слишком невыгодных для производственников условий, на которых Украина вступала в ВТО. Однако за шальными темпами роста авторынка, казалось что “худшего не случится”.

Но это все-таки произошло. Украина в 2008 г. вступает в ВТО и в середине года сразу же понижает ввозные пошлины на автомобили. В корпорации “БОГДАН” в тот момент был праздник – открытие новенького и такого долгожданного автозавода в Черкассах.

20 июня 2008 г. произошло неординарное для автомобильной отрасли Украины событие. В Черкассах введен в эксплуатацию новейший автомобильный завод “Богдан”, располагающий полным производственным циклом, включая сварку, окраску и сборку. Инвестиции корпорации “Богдан” в строительство нового автозавода в Черкассах превышали $330 млн. Предприятие должно было выпускать две модели легковых автомобилей Lada (2110, 2111) и три модели автомобилей Hyundai (Tucson, Elantra и Accent). Мощность предприятия определял новейший окрасочный комплекс Eisemann, мощностью 120 тыс. кузовов в год. А общая численность персонала всех подразделений достигла более 14 тыс.

Открывать новенький завод в Черкассы прибыл даже тогдашний президент Украины Виктор Ющенко. Приведем здесь одну его цитату: “Я убежден, что сегодня мы являемся свидетелями того, как зарождается первое украинское авто. Мы придем к собственной марке, к собственной комплектации. У меня в этом нет сомнений”. Ющенко тогда лукавил. Во-первых, собственная марка авто уже тогда отметила 10 лет, а во-вторых, он, в этот же день, подписал указ о вступлении в ВТО без переходного периода. Этот “черный” указ Ющенко в “Богдане” помнят до сих пор.

Новый завод сразу же начал выпускать автомобили под маркой “Богдан” и даже разрабатывать собственные версии на платформе Lada.

Но уже осенью грянул финансовый кризис 2008 г. Продажи на всех рынках начали падать, а в Украине – просто обвалились. Девальвация валюты, усугубилась резким понижением пошлин на иномарки и отсутствием поддержки от государства. Следующий “сюрприз” преподнес Hyundai, который принял решение не выпускать свои автомобили в Черкассах. Завод остался только с одним партнером – российским АвтоВАЗом.

А между тем, валютные кредиты корпорации, достигшие на тот момент $500 млн. и инвестированные в строительство автозаводов, в момент превратились в тяжкий груз и не давали возможности развиваться. В апреле 2009 г. Корпорация “Богдан” прекращает дистрибуцию брэнда KIA, а из орбиты “Богдана” уходит завод “Черкасский автобус”.

Но в Корпорации “Богдан” находят выход и решают организовать полномасштабное производство автомобилей китайской фирмы JAC. Притом, поставки этих моделей планируются не только в Украину, но и в Россию, Казахстан, а в последствии, и в Европу. “Богдан” быстро запускает полномасштабное производство JAC, а также сборку еще одной марки – Great Wall.

Портфель корпорации пополняет китайские Lifan.

Автобусный завод в Луцке также ищет новые ниши и фактически “прорубает” окно в Европу. Открывается совместное производство троллейбусов “Богдан” в Чехии и Польше. На кануне чемпионата Евро-2012 Корпорация “Богдан” подписывает меморандум с MAN о выпуске туристических и аэропортовых автобусов.

В 2012 г. настает пора торговых войн с Россией, от которых страдали все украинские производители. Роковой удар нанес так называемый утилизационный сбор, который обязали платить всех импортеров, не смотря на действие Зоны свободной торговли. Украинские автомобили тут же стали неконкурентоспособными, в сравнении с продукцией российских заводов. Богдан начал терять крупный российский рынок и опять сокращать производство.

А потом был Майдан, аннексия Крыма, война на Донбассе, девальвация гривни в 3 раза и разрыв всех деловых контактов с Россией. Черкасский завод дособрал последние комплекты и окончательно остановился летом 2014 г.

Новый обвал украинского рынка до 46 тыс. авто по итогам 2015 г. не оставил шансов выжить заводу за счет внутреннего рынка. Рынок России оказался закрыт, а транзит в Казахстан и Среднюю Азию – проблематичным.

Но и в таких условиях менеджмент корпорации не пал духом. В тяжелейших условиях была сделана ставка на собственное производство техники военного назначения. В кратчайшие сроки в Черкассах создают целое семейство украинских бронеавтомобилей “Барс”. Их разработали с нуля силами собственного конструкторского бюро, которое удалось сохранить. Уже через год “Барс” успешно проходит испытания. Кроме того, Корпорация “Богдан” осваивает производство полноприводных санитарных автомобилей, кунгов для армейской техники и другой техники двойного назначения.

Луцкий завод “Богдан Моторс” также смог стабилизировать ситуацию и успешно выполнил поставки троллейбусов в Польшу, первым в Украине выпустил электробус, перешел на новые экологические нормы Евро-5, а недавно даже объявил о новом наборе персонала.

Как видим, за 12 лет история корпорации “Богдан” знала и взлеты и падения, но главное, что ключевые предприятия сохранились, и даже нашли свое место в новых реалиях рынка. Да, объемы уже не те, а из ворот заводов каждую минуту не выезжают новенькие машины – как было раньше. Но уповать на былое и искать виноватых в “Богдан” не привыкли, а по-прежнему рассчитывают только на свои силы. В корпорации уверены, что возрождение Украины начнется именно с промышленного производства, с создания рабочих мест и выпуска собственной продукции. А выпускать автомобили могут далеко не в каждом государстве. Украина пока еще это может.

И менеджмент корпорации по-прежнему ищет новые решения и обязательно их найдет. Будут еще лучшие времена у Корпорации “Богдан”. Будут и новые “Богданы” колесить по дорогам. И тысячи новых рабочих мест будут. Корпорация “Богдан” привыкла к трудностям. Но дорогу осилит лишь идущий! (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version