Работники Автосборочного завода корпорации “Богдан” в Луцке, выпускающего автобусы и троллейбусы, просят премьер-министра Украины Владимира Гройсмана запретить закупку городами страны за бюджетные средства подержанных троллейбусов, в то время как выпускающий современную технику завод практически незагружен.
“Несмотря на наличие высокотехнологичного производства, мы в Луцке отмечаем увеличение в городе уже списанных троллейбусов из Польши: только в текущем году на улицах могут появиться до 10 таких машин. Все хорошо понимают, что вскоре они начнут ломаться, для их ремонта вновь потребуются немалые бюджетные средства”, – отмечается в письме трудового коллектива завода к премьер-министр.
При этом авторы письма подчеркивают, что старые троллейбусы потенциально аварийноопасны.
“Мы – работники предприятия, которое может обеспечить потребности города в отечественных троллейбусах, должны добираться на работу на небезопасном транспорте, который может сломаться в любой момент”, – отмечается в письме.
При этом они напоминают, что завод – один из крупных налогоплательщиков в бюджет города, на котором работает около 1 тыс. чел. “Т.е., получается, что за уплаченные в бюджет города средства в Польше закупается отработавшая свой ресурс небезопасная техника, тогда как завод, в который корпорацией инвестировано более $150 млн. на закупку оборудования, фактически вынужден простаивать”, – прокомментировал обращение работников пресс-секретарь корпорации “Богдан” Сергей Красуля.
При этом он подчеркивает, что Польша покупает у корпорации новые троллейбусы, а “Украина, получается, оттуда ввозит лом”.
По данным корпорации, в 2013 г. за бюджетные средства было закуплено 80 троллейбусов, в том числе 34 б/у, в 2014 г. – 117 ед. (53 б/у), в 2015 г. – 154 ед. (79 б/у). В 2016 г. по тендерам было заявлено 317 троллейбусов (в том числе 69 б/у).
“Т. е., получается, что до прошлого года фактически каждый второй закупаемый за бюджетные средства троллейбус – металлолом. В прошлом году статистика по новым троллейбусам улучшилась за счет финансирования ЕБРР программ обновления электротранспорта”, – констатирует пресс-секретарь корпорации.
В 2017 г. ряд городов также планирует закупить подержанные троллейбусы. В частности, 10 марта в системе Prozorro объявлен тендер на закупку Харьковом пяти сочлененных троллейбусов, которые эксплуатировались в странах Евросоюза, на ожидаемую сумму 10 млн. грн.
Основным аргументом в пользу подержанной техники становится их цена по сравнению с новыми троллейбусами отечественного производства. “Но сравнивать цены подержанных и новых троллейбусов просто некорректно: например, наша технология катафореза кузова дает гарантию 15 лет. А какая гарантия у старого транспорта?”, – отмечает С. Красуля.
Кроме того, отмечает он, троллейбусы “Богдан” оснащаются системой GPS и кондиционирования. Они приспособлены для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями, а используемая система рекуперации электроэнергии позволяет сэкономить 40% электроэнергии. “Все это у б/у техники просто отсутствует. Старые троллейбусы не низкопольные, они совсем не предназначены для перевозки лиц в инвалидных креслах. Кроме того, эксплуатационные затраты по “старью” в разы выше”, – подчеркнул С. Красуля.
Автобусно-троллейбусный завод корпорации “Богдан ” рассчитан на выпуск 6 тыс. автобусов и троллейбусов в год. Он оснащен оборудованием фирм Firat, Eisenmam (покрасочные комплексы), DURR , MAНА.
В Украине троллейбусы также выпускает корпорация “Эталон”, Днепровский завод “Южмаш”, львовское предприятие “Электронтранс”. Ранее их производил еще и Львовский автобусный завод. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)