Крюковский вагоностроительный завод (КВСЗ) намерен обратиться в Антимонопольный комитет Украины с жалобой на дискриминационные условия тендера ПАО “Укрзализныця” на закупку шести трехвагонных пассажирских дизель-поездов, которые из-за выставленных требований делают невозможными участие отечественного производителя в конкурсе.
Как отмечает в отрытом письме председатель наблюдательного совета ПАО “КВСЗ” Владимир Приходько, условия тендера, объявленного “Укрзализныцей” 7 марта, фактически повторяют конкретные технические характеристики польских рельсовых автобусов Pesa, и фактически отсекают от участия дизель-поезда КВСЗ.
Кроме того, отмечает В. Приходько, срок поставки поездов до конца 2017 г. с учетом объявления тендера в марте и подписания договора не ранее второй половины мая – нереален для украинского производителя. “За семь месяцев ни один производитель не изготовит шесть поездов, т. к. срок производства только дизельных установок – 10-11 месяцев”, – подчеркивает он.
Заниженной, по оценке КВСЗ, является и цена поездов (177 млн. грн. за единицу). “Несмотря на прошедшие 2 марта перед объявлением тендера совещания под председательством вице-премьера Владимира Кистиона по вопросу формирования дискриминационных в отношении национального производителя технических требований, на котором руководители УЗ были предупреждены о недопустимости выписывания условий под конкретного производителя, они остались прежними”, – отмечает В. Приходько.
При этом он подчеркивает, что КВСЗ еще в январе направил свои предложения по техническим характеристикам и планированию салонов отечественного дизель-поезда в региональном исполнении на базе существующего поезда ДПКр2, эксплуатируемого на Львовской железной дороге уже полтора года. “При условии объявления тендера в январе, завод смог бы обеспечить их поставку до конца 2017 г.”, – отмечает глава набсовета КВСЗ.
В. Приходько сообщил, что 10 марта завод обратился с жалобой на дискриминационные условия в тендерный комитет, который 14 марта внес некоторые изменения в документацию. Однако, по его словам, основные дискриминационные условия не изменены – остался прежним срок поставки, количество приводных вагонов (два, а не три как у отечественного поезда), сохранены и другие технические условия. “Изменениями в тендерную документацию также добавлено условие, позволяющее поставлять поезд без сертификата соответствия, что противоречит закону “О железнодорожном транспорте”, – отмечается в письме.
“Напрашивается вывод о том, что выполнение обязательств о поставке поездов до конца года возможно только при заранее согласованных действиях (сговоре) производителя и заказчика, с обещанной до проведения тендера гарантией заключения договора или продления сроков поставки с переходом на 2018 г. без выставления штрафных санкций”, – считает В. Приходько.
При этом он отмечает, что эксплуатируемый сегодня в Украине дизель-поезд производства КВСЗ со среднегодовым пробегом 182 тыс. км ни разу не сорвал расписания по техническим причинам и прибылен в эксплуатации, а неисправных рельсовых автобусов Pesa из имеющегося парка в Украине – 46% из-за отсутствия сервисного обслуживания этой продукции в Украине.
В этой связи он напомнил печальный опыт эксплуатации в Украине закупленных в 2010 г. вместо отечественных межрегиональных электропоездов Hyundai, которые были дороже на 60%. “Возможное подписание и реализация УЗ внешнеэкономического договора приведет к прямому импорту и невозможности участия отечественного производителя в Программе обновления подвижного состава “Укрзализныци” на период до 2021 г. (которой предусмотрена закупка 26 дизель-поездов) в связи с растущим из-за простоя оттоком квалифицированных кадров отрасли”, – резюмирует В. Приходько.
“Укрзализныця” 7 марта объявила в системе Prozorro тендер на закупку до конца текущего года 6 трехвагонных дизель-поездов для региональных пассажирских перевозок на общую ожидаемую сумму 1,062 млрд. грн. Конечный срок подачи заявок – 10 апреля, аукцион намечен на 16 мая. Поезда должны быть изготовлены в 2017 г. (Metalmonitor/Машиностроение Украины и мира)