Сценария развития автомобильной промышленности:
– «Текущий вектор», предполагает продолжение текущих тенденций на автомобильном рынке без существенных изменений;
– «Партнерство», предполагает реструктуризацию автомобильной отрасли с целью повышения способности российской автоиндустрии удовлетворить спрос на местном рынке;
– «Крупный экспортер», предполагает своей целью вывод российской автомобильной индустрии на уровень глобальной конкурентоспособности путем существенной реструктуризации автомобильной отрасли, обширных инвестиций в модернизацию российских активов и в НИОКР, а также умеренное ужесточение заградительных мер для импорта на внутреннем рынке;
– «Закрытый рынок», который предполагает установление заградительных мер защиты от импорта внутреннего рынка со значительным государственным участием в развитии автомобильной отрасли.
Авторы стратегии объективно считают, что нужно ориентироваться, прежде всего, на прогноз «Партнерство». Также они называют определенные средства, которые будут представлены в разные подотрасли автомобильного производства, равно как и общую сумму – 628,4 млрд. рублей. Но все же пока четких мер в Стратегии нет – но представлены тенденции деятельности, вследствие которых, по плану авторов Стратегии к 2020 году будут следующие изменения:
1) увеличение части добавленной цены в автопром с уровня 2008 г. – 22% (492,9 млрд. руб.) до 49% (2210 млрд. руб.) в 2020 г.;
2) сокращение количества импорта в валютном выражении с 65% до 25%;
3) увеличение количества экспорта продукции российской автомобильной промышленности до 12,6%;
4) рост доли российского автопрома в ВВП до 2,39%;
5) наполнение парка легковых автомобилей до уровня 362 автомобиля на 1000 человек;
6) сокращение числа дорожно-транспортных происшествий и их следствий на 26–32% [5].
Так как предпочтенный сценарий учитывает наличие зарубежных компаньонов и зарубежных же инвестиций, нужно дать оценку инвестиционной привлекательности отечественного автомобильного рынка. Как следует из отчета консалтинговой компании Boston Consulting Group, российский рынок, представляется привлекательным для отдельной продажи автомобильной техники и, вполне вероятно, для исполнения сборочных операций. Одним из главных недостатков России представляется непредсказуемость рынка – как подмечают авторы отчета Pricewaterhouse-Coppers «Перспективы развития автомобильного рынка в России», чрезмерно велико воздействие внешних причин на потребительский спрос. Среди них можно отметить:
1) обменный курс рубля;
2) процентные ставки;
3) величина автокредитования;
4) степень потребительской уверенности;
5) валовой внутренний продукт;
6) обстановка в мировой экономики и стоимости на сырьевые товары;
7) продуктивность проекта антикризисных мер, принятого правительством;
8) большая вероятность нецелевого употребления денег.
В поддержку сценария «Партнерства» свидетельствует и тот факт, что уже подписаны договоры о стратегической совместной работе компаний Sollers и АвтоВАЗа, Renault и АвтоВАЗа, также Daimler AG и КАМАЗа. На фоне всеобщего сокращения раздела в г. Калуга состоялось открытие завода Peugeot Societe Anonyme Peugeot Citroen и Mitsubishi Motors(23 апрель 2010 года), а в предприятии Volkswagen стартовало производство полного цикла автомобилей Škoda Fabia.
В завершении хотелось бы подметить, что, как свидетельствуют прогнозы консалтинговых компаний Boston Consulting Group, Pricewaterhouse, Автостата, российский рынок автомобильной техники уже начал восстанавливаться, и это непременно означает, что без автомобилей жители России не останутся. Российской автомобильной промышленности есть куда двигаться и развиваться, и в будущем на автомобильную промышленность возлагаются большие надежды. (Фатихова Л., Ахтямов Б., web.snauka.ru)
(Окончание)