В 2016 г. чистая прибыль украинского производителя двигателей “Мотор Сич” резко снизилась. Об этом свидетельствует консолидированная финансовая отчетность предприятия за прошлый год, опубликованная на сайте Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины. К падению прибыли не в последнюю очередь привел разрыв сотрудничества с российским авиапромом.
Если в 2015 г. “Мотор Сич” получил 3,33 млрд. грн. чистой прибыли ($138,7 млн.), то уже в 2016 г. она снизилась до 1,96 млрд. грн. ($72,2 млн.). Таким образом, за год чистая прибыль в гривне упала на 41%, а в валютном выражении из-за девальвации гривны – на 47,9%.
Вместе с тем чистый доход предприятия в прошлом году снизился менее существенно. В 2016 г. этот показатель составил 10,5 млрд. грн. ($387,9 млн. против 13,8 млрд. грн. в 2015 г. ($576 млн.). За год чистый доход “Мотор Сич” снизился на 23,7% в гривневом выражении и на 32,7% – в долларовом.
Финансовые показатели “Мотор Сич” в валютном выражении падают не первый год. В частности, в 2014 г. компания получила $680,5 млн. чистого дохода, а в 2013 г. – $1,07 млрд.
Необходимо отметить, что в 2014-2015 гг. объем чистого дохода в гривнах увеличивался, но это было вызвано в большей степени девальвацией национальной валюты, а не благоприятной экономический ситуацией. Поскольку предприятие ориентировано на экспорт, то для объективной оценки его работы стоит применять именно валютные показатели.
Одним из основных факторов, которые негативно сказались на работе “Мотор Сич”, стало прекращение работы с российскими предприятиями. В 2014 г. после введенного в Украине запрета на военно-техническое сотрудничество с Россией “Мотор Сич” прекратил поставки в эту страну продукции двойного назначения.
В протоколе собрания акционеров “Мотор Сич” указано, что в прошлом году компания выполнила 172 контракта на поставку двигателей, приводов и электростанций, а также 150 контрактов на поставку запчастей. Также компания выполняла контракты по ремонту вертолетов. В общем объеме отгруженной продукции доля авиационной и вертолетной техники составила 95,2%. Почти весь объем реализованной продукции – 91% – пришелся на экспорт.
Вместе с тем в прошлом году “Мотор Сич” продолжал разработку новых продуктов. К примеру, дальше шли работы над турбовентиляторным двигателем Д-436-148Ф, который является модификацией Д-436-148 с увеличенными тяговыми характеристиками, достигнутыми за счет применения более эффективных узлов. В прошлом году эти двигатели были установлены на самолет Ан-178 для продолжения летных испытаний на госпредприятии “Антонов”. Окончание сертификации двигателя запланировано на 2017 г.
Кроме того, предприятие продолжило работы над модификацией двигателя АИ-450. Его новые версии АИ-450С и АИ-450С-2 предназначены для авиации общего назначения, учебно-тренировочных и пассажирских самолетов. В 2016 г. были завершены летные испытания АИ-450С, который установили на самолет DA50-JT7 австрийской компании Diamond Aircraft.
В 2017 г. в “Мотор Сич” намерена продолжать выполнять контракты для Китая (поставка двигателей АИ-222К-25), Индии и Алжира (ремонт двигателей ТВ3-117 различных модификаций и др.). Кроме того, будут выполняться контракты для ОАЭ, Перу, Бангладеш, Колумбии, Пакистана, Чехии, Словакии, Португалии и других стран.
В планах “Мотор Сичи” не фигурирует информация о сотрудничестве с Россией. В протоколе собрания акционеров указано, что в 2017 г. компания продолжит работать со странами СНГ в том числе по части поставок и ремонта авиадвигателей и запчастей к ним.
Что касается Украины, то “Мотор Сич” будет по-прежнему сотрудничать с местными партнерами по поставке и ремонту авиадвигателей для вертолетов и главных вертолетных редукторов. В компании рассчитывают, что выполнение контрактов позволит ей в 2017 г. нарастить выпуск продукции в действующих ценах на 10%. (Авиатранспортное обозрение/Машиностроение Украины и мира)