Машиностроение Украины и мира

Украина: как война изменила географию покупателей новых авто, – анализ

В каких регионах сейчас покупают больше всего новых автомобилей? Как изменилась география украинского авторынка за последние годы? Где растет, а где затухает автобизнес? Auto-Consulting проанализировал региональную структуру рынка новых автомобилей за период с пикового 2008 г. до прошлого 2016 г. Как оказалось, в географическом плане за эти годы произошли огромные трансформации.

2008 г. еще долго, если не навсегда, будет самым пиковым периодом для авторынка Украины. Только за этот год было продано 623 тыс. новеньких автомобилей. А украинский авторынок был 7-м по величине в Европе.

Рейтинг ТОП-10 регионов в 2008 г. начинался с Киевского региона (23,5%), а на втором месте шла Донецкая область (9,8%), третьей была Днепропетровская (8,0%), а четвертая – Харьковская (6,1%), на пятом месте – Одесская (5,1%), далее шел Крым, Луганская, Запорожская, а вот Львовская была на 9-м месте с показателем 3,9%. А замыкала ТОП-10 Полтавская область, где продавалось 3,1% всех новых автомобилей в Украине.

Примерно такое же распределение продаж новых авто было вплоть до 2013 г. Этот год был уже 5-м по счету кризисным, и тогда было продано всего 201 тыс. новых автомобилей. То есть более чем в 3 раза меньше, чем в пиковом 2008-м. Особых изменений и в ТОП-10 украинских регионов не произошло, разве что Полтавская область опередила Львовскую по числу проданных новых автомобилей. И выросли удельные показатели Киевского региона, Донецкой, Луганской, Харьковской и Днепропетровской областей.

2014 г. стал шоковым для всех, а на авторынке он просто привел к огромным трансформациям. Продажи, обвалились до показателя 92 тыс. штук, но стала стремительно меняться и региональная картина. Сначала Крым, а потом Донецкая и Луганские области начали выпадать из орбиты украинского автобизнеса (а это почти 21% авторынка в показателях 2013 г.). Началось переселение людей, которые бежали от оккупации и войны. В 2015 г. продажи новых автомобилей обвалились еще раз до показателя 46,5 тыс. шт. новых автомобилей. А в 2016 г. немного подросли до 64,5 тыс. штук.

Но если взглянуть на региональную структуру продаж, то в ТОП-10 произошли огромные изменения. Лидерство по-прежнему за Киевским регионом, но теперь здесь сосредоточены продажи 38% всех новых автомобилей. На втором месте – Харьковская область, где продается 8,3% рынка новых авто. А на третьем месте – Днепр (7,2%). На четвертое место вышла Одесская область с показателем 6,7%, а на пятом – Львовская (4,4%). Рядом по объемам продаж Запорожская область (3,7%), а Полтавская вышла на 7-е место в Украине, опередив Донецкую (вернее ее остаток, контролируемый Украиной). В ТОП-10 самых мощных автомобильных регионов в 2016 г. появились Николаевская и Винницкие области, а Луганская (вернее ее часть под контролем Украины) и Крым по понятным причинам из ТОП-10 выбыли.

Как видим, метамарфозы, которые сотрясали всю страну в 2014-2016 гг. прямо отразились и на автомобильном рынке. Переселение жителей из оккупированных частей изменило и географическую структуру покупателей новых авто. И если в 2008 г. ТОП-10 областей по объемам продаж новых автомобиленй занимали 71% от всего рынка, то в 2016 г. в них сосредоточено 79% всех продаж. Наибольший рывок за эти годы совершила Львовская область – с 9-го на 5-е место и +0,4% рынка. Значительный рост отмечен и в Полтавской области – с 10-го на 7-е (+0,2%). Большой приток приезжих в Киевский регион, сделал его еще более значимым для каждого брэнда. А рынком №2 сейчас в Украине стала Харьковская область, а №3 – Днепропетровская. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version