С началом российской агрессии в 2014 г., резко возросла потребность в современной технике в Сухопутных войсках Украины. Но если в первые годы войны, техники нужно было много и разной, а поставки были хаотичны, то сейчас уже наступил период планирования и четкого анализа. На международной научно-технической конференции “Перспективы развития вооружения и военной техники Сухопутных войск” во Львове начальник вооружения Вооруженных сил Украины Николай Шевцов обозначил основные приоритеты в снабжении войск на период до 2020 г. Из них можно понять какие новинки появятся на вооружении ВСУ в эти годы.
Механизированные войска. В танковых войсках продолжится эксплуатация существующих образцов ВВТ, которые по прогнозам будут иметь высокую боевую эффективность на среднесрочную перспективу, с использованием модернизации с целью повышения их мобильности, защищенности, боевой эффективности, расширение вариантов применения (многофункциональности). Но обновление бронетанкового вооружения будет происходить за счет образцов отечественного производства.
А именно. ВСУ пополнится танками “Оплот”, “Булат”, бронетранспортерами БТР-3, БТР-4, боевыми машинами пехоты БМП-1 с новым боевым модулем. Есть в планах и тяжелая боевая машина пехоты на базе танка Т-64, о которой говорят еще с 2014 г. Найдет свое применение и модернизированный МТЛБ с повышенной броневой защитой и новым боевым модулем).
По словам Шевцова, продолжится и модернизация существующего бронетанкового вооружения путем установления новых прицельных комплексов, в том числе тепловизионных, расширение спектра высокоэффективных боеприпасов (ракет противовоздушной обороны и противотанковых), новых бронебойных и кумулятивных снарядов, активных и пассивных средств защиты, увеличения запаса хода за счет установки более мощных и экономичных двигателей.
Есть в планах и комплекс мер по повышению живучести боевых бронированных машин (БТР, БРДМ), танков от поражения кумулятивными зарядами путем установки на них съемных защитных решеток (с обеспечением возможности их быстрого монтажа (демонтажа), средств активной и динамической защиты.
Автомобильный транспорт. Наибольшая реформа ждет автомобильный транспорт. Здесь запланирована модернизация парка автотехники путем замены карбюраторных двигателей на дизельные. Речь идет о Урал-375, ЗИЛ-131 и ГАЗ-66.
Кроме того, запланировано оснащение частей (подразделений) новой автомобильной и инженерной техникой (в частности грузовиками, бронеавтомобилями и автомобильными тягачами большой мощности на базе “КрАЗ”).
Запланирован и ряд мер по совершенствованию бронезащиты автомобильной техники. Появятся бронированные грузовые автомобили.
Будет усилена и противоосколочная и антиминная защита автомобилей. А именно, приоритет будет сделан на капсульное исполнение отделения размещения водителя и командира с обеспечением защиты донной части капсул легкими бронированными плитами.
Отделение для десанта будет выполнено в виде отдельного съемного бронированного модуля, который имеет автономные системы коллективной защиты и кондиционирования воздуха. Еще один приоритет – это установка колес с бескамерными шинами.
Для существующей техники поставлена задача разработки, испытания и установки энергосберегающих систем (устройств), обеспечивающих повышение мощности двигателей внутреннего сгорания при снижении расхода топлива и рабочей температуры двигателей.
С учетом опыта боевых действий и эксплуатации различной техники в 2014-2017 гг., в Сухопутных войсках будут делать ставку на восстановление изготовления существующих образцов инженерной техники на отечественных предприятиях и их модернизация с переводом на единое базовое шасси с дизельными двигателями.
Кроме того, военные поставили задачу по разработка для автомобильной техники колес, устойчивых к поражениям пулями и осколками боеприпасов, а для всей бронетанковой техники креплениями для установки АГС, СПГ, ПТУР, крупнокалиберных пулеметов.
Появится и новый вид техники. По словам Шевцова, с учетом опыта боевых действий в Сирии, Ираке, возникла необходимость в разработке на базе автомобилей типа “пикап” бронированных мобильных установок, оборудованных крупнокалиберными пулеметами, СПГ, пусковыми установками ПТУР.
Артиллерия и ПВО. Продолжатся работы по модернизации систем РСЗО БМ-21 “Град”, РСЗО 9К58 “Смерч”; близится завершение испытаний и принятия на вооружение нового ракетного комплекса “Гром-2”; модернизация самоходных гаубиц и артиллерийских систем 2С1, 2СЗ, Д-30, Д-20; модернизация самоходного противотанкового ракетного комплекса 9П149; разработка 155-мм самоходной гаубицы и выстрела к ней, комплекса минометного вооружения с управляемой миной, переносного реактивного гранатомета, 120-мм самоходного миномета и управляемой мины к нему; модернизация ЗРК “Оса-АКМ” (боевых машин 9А33БМ3), ЗРК “Тунгуска”, ЗСУ-23-4 “Шилка” (до уровня ЗПРК “Biała” (Польша) с целью повышения их боевых возможностей (прежде всего, в части повышения эффективности борьбы с малоразмерными воздушными целями, которые применяются на малых и предельно малых высотах (крылатые ракеты, БПЛА и т. д.); обеспечение противопульной и противоосколочной защиты зенитных установок ЗУ-23-2 и установки их на автомобильную базу (ГАЗ-66, ЗИЛ-131, “Урал-4320”, КрАЗ) для прикрытия частей (подразделений) на марше.
Еще целый ряд мер запланирован по модернизации систем управления, связи, разведки и т. д.
Как видим, направления, в целом все правильные. Это и бронирование транспортных грузовиков, и антиминная защита и антикумулятивные решетки на бронетехнике и т.п. Еще один важный момент – это то, что военные осознали, что для ритмичного снабжения запчастями нужно переводить большинство техники на единое шасси.
Система ProZorro – это хорошо, но нужны и стратегические решения. Армия должна ездить на одинаковых грузовиках, будь то транспорт, шасси для спецоборудования, заправщики, тягачи или шасси для “Градов”, чтобы в случае повреждения, можно было легко снять запчасти с другой машины и продолжить движение. Эти правила написаны кровью предыдущих войн.
Интересна и мысль о разработке пикапов с установленным вооружением и легким бронированием. Такой техники в украинской армии еще не было. Но вот чего мы не обнаружили в приоритетах, так это использования квадроциклов. Эту технику в ВСУ почему-то опять проигнорировали. А ведь они есть на вооружении уже десятков армий мира, в том числе и России. И для Сухопутных войск такой транспорт также был бы полезен.
Также в Сухопутных войсках сделали правильные выводы и по повышению антиминной защиты, раздельных капсул и т. д. Такие решения также давно напрашивались. И технику такую в Украине также научились делать.
Конечно, какого-то прорыва в развитии вооружений ВСУ до 2020 г. в этом докладе мы не увидели. И в армии России эти меры или уже реализованы, или сейчас реализуются в той или иной степени. Но если Сухопутным войскам Украины удастся воплотить весь перечисленный комплекс мер, то уже будет не плохо. Армия от этого станет только сильнее. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)