Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок: двигатели внутреннего сгорания еще рано списывать на свалку истории, – анализ

Пока в разных странах планируют прекращение продаж автомобилей с ДВС и устанавливают даты повальной электромобилизации, автопроизводители не прекращают совершенствовать и разрабатывать новые двигатели внутреннего сгорания. Некоторые из них обладают уникальными характеристиками и вполне способны посоревноваться с электромоторами. Так что ДВС еще рано списывать на свалку истории.

“Дизельгейт” подстегнул многих автомобильных производителей прекратить разработки новых ДВС. Если уж в некоторых европейских странах собираются к 2030-2040 гг. полностью перейти на электромобили, зачем тратить деньги на создание новых ДВС. Намного экономичнее будет совершенствовать уже существующие моторы, и сосредоточиться на создании электромобилей и робомобилей.

Но так думают далеко не все автопроизводители. Во-первых, помимо Объединенной Европы, в которой особо рьяно ратуют за экологию, есть и другие страны. Сказать кому-то, что в 2040 г. в Украине все будут ездить на электромобилях – посмеются. Во-вторых, еще далеко не все возможности и скрытые резервы ДВС использованы.

И, в-третьих, сама экологичность электромобилей продолжает вызывать некоторые сомнения. Ведь для производства электричества пока все еще нужно что-то сжигать, а сами электромобили и их аккумуляторы – утилизировать. Не говоря уже о пробегах электрокаров, времени их зарядки и наличие сети зарядных станций. Так что у ДВС еще есть немного исторического времени, чтобы быть полезными человечеству.

Хороший пример – японская компания Mazda. Кто видел (и ездил) на RX – поймет. У этой “зажигалки” роторный мотор. От подобных агрегатов отказались чуть ли не все автомобильные производители. А Mazda запустила роторно-поршневые моторы в серийное производство. Потому, что они легкие, мощные и экономичные.

К 2019 г. в Mazda обещают еще одну интересную новинку – бензиновые моторы нового поколения Skyactive X. Горючая смесь в них воспламеняется от сжатия, а не от свечей зажигания (хотя свечи для запуска мотора есть). Новые двигатели будут на 20-30% экономичнее моторов нынешнего поколения Skyactive G. При этом японские инженеры обещают, что на 10-30% возрастет крутящий момент и значительно снизятся выбросы вредных веществ в атмосферу. Mazda поставила цель к 2030 г. вдвое снизить выбросы углекислого газа у своих автомобилей (по сравнению с уровнем 2010 г.), а к 2050 г. выхлоп должен стать чище на 90%.

Справедливости ради надо сказать, что подобные проекты есть у компаний Daimler (там его называют DiesOtto), Volkswagen и Nissan. Но в Mazda первыми запустят их в серию.

А совсем недавно Mazda подала в американское патентное ведомство заявку на регистрацию трехнаддувного двигателя с электрическим нагнетателем!

Если говорить о самом ближайшем будущем, то, как стало известно, в 2018 г. в продажу поступит Mazda СХ-5 с 2,5-литровым бензиновым мотором, в котором для экономии топлива отключаются цилиндры.

Но не только Mazda продолжает нянчиться в ДВС. Более экономичный мотор VC-T предлагает и Infiniti. В этом силовом агрегате степень сжатия изменяется, в зависимости от того, насколько сильно драйвер давит на педаль акселератора. Благодаря этому, без потери мощности, мотор на 27% экономичнее аналогов.

Китайская компания Qoros тоже имеет высокотехнологичный двигатель QamFree, специально разработанный по их заказу известным производителем суперкаров Koenigsegg.

Корреспондент Auto-Consulting даже присутствовал на презентации этого мотора в Пекине в прошлом году. Суть в том, что в QamFree нет традиционного распредвала для управления цилиндрами. Каждый клапан персонально управляется электрогидравлическим приводом, что дает максимальную эффективность. Это позволяет с 1,6-литрового бензинового мотора снимать 230 л. с. мощности и при этом расходовать до 17% меньше топлива, чем обычный 1,6-литровый мотор.

В Audi решили больше не рисковать с дизельными моторами Volkswagen, и разработали собственный эффективный бензиновый мотор. В нем используется новый метод сжигания горючей смеси, аналогичный циклу Миллера. Не вдаваясь в технические подробности можно сказать, что такой 2-литровый 4-цилиндровый бензиновый мотор развивает 190 л. с. и 320 Нм и потребляет всего 5 л топлива на 100 км пути.

Новые моторы Toyota, в зависимости от режима езды, могут автоматически переключаться между циклами Atkinson и Otto. При спокойной езде – цикл Аткинсона с пониженной мощностью, но с повышенной эффективностью. При драйвовой – цикл Отто с большей и быстрой отдачей. В комплексе это дает, например, в моторе нового Toyota Yaris, 27 л. с. прироста мощности и +15 Нм, при 12%-ной экономии топлива.

Как видим, многие ДВС не только ближайшего будущего, но и уже серийные, по экономичности приближаются (а зачастую и эффективнее) гибридных силовых установок. И автопроизводители не останавливаются на достигнутом. Ведь электромобили все еще дороже авто с обычными ДВС. А при такой экономичности новейших бензиновых и дизельных моторов, преимущества электромобилей уже не так очевидны. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version