Машиностроение Украины и мира

Украина: корпорация “ТАСКО” налаживает производство патронов, – интервью

Сегодня в Украине достаточно остро стоит вопрос организации производства боеприпасов различных калибров. Последние три года это активно обсуждается в высших эшелонах власти и в экспертной среде. Однако когда у одних, пока все происходит преимущественно на бумаге и в перспективных планах, то у других уже приобретает вполне отчетливые формы.

О создании производства боеприпасов ряда калибров в Украине, Defense Express пообщался с президентом корпорации “ТАСКО” Валерием Павлюковым.

– Корпорация “ТАСКО”, одна из немногих частных украинских компаний, которая имеет опыт работы по созданию боеприпасов и оборудования для этих целей. Каковы планы Вашей компании в текущих условиях?

– Корпорация “ТАСКО”, которая на сегодня имеет собственное Конструкторско-технологическое бюро и слаженный коллектив специалистов в количестве до 300 человек, ставит перед собой задачу по организации производства самого массового патрона калибром 7,62х39 мм. С этой целью уже закуплено, хотя и не новое, но достойное оборудование, для производства гильз и пуль. Также приобретена установка для сборки патронов. Сейчас заканчиваем строительство тира и приобретено все необходимое оборудование для проведения испытаний.

В дальнейшем на этом оборудовании рассчитываем выпускать пока спортивные патроны 7,62х39, 7,62х54, 7,62х51 и 5,56х45. Конечно, это будут небольшие объемы, так как разворачиваем только одну линию, но с ней мы планируем выйти на 20 млн. патронов в год.

Параллельно, мы работаем над созданием производства крупнокалиберных патронов 12,7 и 14,5 мм. Опыт в этом у нас есть. Около четырех лет назад мы сделали линию сборки таких патронов на экспорт, и она сегодня работает в Африке. В Украине мы хотим сделать линию по производству самой сложной части данного патрона – гильзы 12,7 мм. На данный момент практически все оборудование для этого у нас уже закуплено. Осталось докупить лишь одно наименование, что произойдет в ближайшее время. Сейчас разрабатываем инструмент для того, чтобы делать гильзы. Рассчитываем, что в первом квартале следующего года, начнем делать экспериментальные гильзы калибра 12,7 мм. После этого начнем заниматься изготовлением пули под этот калибр. Частично оборудование для этого есть, частично будем кое-что докупать. При этом, акцент будем делать на создании линии по производству бронебойно-зажигательных пуль, так они больше всего ценятся, в том числе и на внешних рынках.

На перспективу также есть планы и по другим видам боеприпасов. От того, насколько это будет успешно и востребовано, будем “двигаться” дальше – тиражировать это оборудование и развивать патронное производство.

– Есть два типа линий производства патронов – роторный и раздельный. Какую линию вы организовываете у себя?

– Раздельную. Роторная линия, она, во-первых, хороша для моно производства больших количеств одного типа боеприпаса. Во-вторых, роторные линии, которые производили в Советском союзе высокопроизводительные, но очень сложные в обслуживании. И даже в советское время, когда хватало рабочей силы, на них мог научиться работать один из четырех пришедших наладчиков. Сейчас даже есть случаи, когда на поставленные за рубеж роторные линии производства боеприпасов, приглашают украинских рабочих для их обслуживания. Ну и, в-третьих, чтобы переналадить производство с одного калибра на другой необходимо от месяца до двух. Кроме того, эти линии узкоспециализированы, например, линия роторного типа на 7,62х39 не способна производить 7,62х54, и приспособлена под стальную гильзу. А в мире сейчас тенденция именно под латунную гильзу и латунную оболочку пули. В целом, у каждой линии есть свои преимущества и недостатки, но я считаю, что наиболее оптимальная – это линия раздельного снаряжения.

– Как известно, кроме оборудования для производства, нужна и некая техническая документация на ту же пулю или гильзу, чтобы не было проблем с разработчиком этого боеприпаса…

– Дело в том, что все мыслимые сроки претензий к изготовителям, скажем, патронов 5,56 и 7,62 со стороны разработчиков уже давно прошли. Сейчас все изготовители производят патроны одного и того чертежа. Они не отличаются друг от друга ничем, так как практически все оружие сделано под одну и ту же гильзу. В спортивных патронах изощряются по виду пули, но в целом они все одинаковы.

– Патрон включает несколько компонентов, среди которых – латунь, порох, капсюль и т. д. По большому счету, в Украине их не производят. Как Вы собираетесь делать патроны в таком случае?

– Пока все эти три компонента зарубежные. Но не все так плохо, как вы говорите.

У нас в Украине есть изготовители латуни и при увеличении наших потребностей мы с ними договоримся. Пока мы приобрели для себя опытную партию по импорту. По капсюлю уже 4-й месяц решается вопрос о получении разрешения от Службы экспортного контроля Украины на закупку его напрямую за рубежом, так как мы покупаем капсюль экологически чистый, типа “Боксер”, которого в Украине действительно не производят. Хотя по капсюлям я не вижу проблемы в случае закупок больших объемов. Обычные капсюля производились на предприятии “Импульс” в Украине и они могут в перспективе освоить экологически чистые.

Касаемо пороха, то он тоже пока импортный. Сейчас решается вопрос с лицензией на его приобретение и поставку в Украину. При этом этот порох может сделать и Шосткинський казенный завод “Звезда” – в теории, но он будет очень дорогой – так как маленькие потребности и большие накладные затраты.

При появлении заказов и от других потребителей его цена станет, я думаю, приемлемой.

– Из-за отсутствия финансирования в течение долгого времени отечественная химическая промышленность серьезно отстала от зарубежных в вопросе тех же порохов…

– Нет. Дело в том, что пороха все близки по содержанию. На сегодня используются как сферические, так и пироксилиновые пороха. Сферические, конечно, делать сейчас у нас в Украине не могут и в ближайшее время не будут. А пироксилиновые пороха для спортивных и боевых патронов, может делать завод “Звезда”. Под существующие в Украине оружие этих порохов вполне достаточно и нет смысла делать более энергоемкие пороха.

Конечно же, когда будем производить боевые патроны, мы будем стараться брать отечественные пороха и другие компоненты, но при условии что они будут по цене сопоставимы с импортными. Нам лучше и легче купить в Украине не имея трудностей с таможней, экспортными лицензиями и так далее.

– Как Вы сказали, Ваше предприятие ориентируетесь сейчас на выпуск спортивных стрелковых патронов. Однако, исходя из того, что вы организовываете производство, грубо говоря, по старым технологиям, получается, что характеристики, полученных патронов будут ниже, нежели современные требования. То же самое будет и для военных патронов….

– Не совсем так. Да, мы собираемся делать спортивные патроны, но они будут с латунной гильзой и латунной оболочкой пули, что обеспечивает живучесть ствола как у лучших западных образцов. Если говорить о военных патронах, то они отличаются лишь сердечником – каленым или не каленым, бронебойно-зажигательные или обычные. Но оборудование для производства и сборки пули, одинаковое. При желании мы сможем на место свинцового сердечника поставить любой термоупрочненный сердечник и решить задачу уже военного ведомства.

Следующий момент, сегодня мы в Украине должны привязываться к существующим стволам. Даже если мы сделаем гениальный боеприпас, а не будет под него ствола – будь-то артиллерийского или стрелкового, то он останется на полке. Пока, главное делать боеприпасы, которые могут использоваться имеющимся арсеналом оружия, вот это наша задача.

Поймите, если говорить, к примеру, о порохах, то есть стандарты на мощность патрона, под которые рассчитано оружие. Можно сделать вообще суперпорох, но выдержит ли ствол и не выйдет ли он из строя после ста выстрелов….

– Вы обозначили калибры 5,56, 7,62, 12,7 и 14,5 мм, а как на счет более крупных?

– Сейчас происходит процесс создания нами унифицированного производства боеприпасов калибром до 100 мм включительно. Делаем это для того, чтобы не зависеть от случайностей при закупке нашей армией и иметь возможность вовремя перестроить мощности под любой необходимый калибр. Поэтому мы также готовим производство боеприпасов калибром 23 мм, 30 мм; “ВОГ-17” и “ВОГ-25”.

К примеру, совсем недавно изготовили 300 комплектов элементов изделия “ВОГ-17” и рассчитываем провести в сентябре предварительные заводские испытания изделий до выставки “Оружие и безопасность 2017. Кроме того, изготовим и испытаем штук 50-60 осколочных “ВОГ-25”. После этого будем готовить выпуск партии этих боеприпасов для проведения госиспытаний.

Также, мы сейчас делаем боеприпас для РПГ-7. Конструкторская документация уже разработана, и я надеюсь, к той же выставке в Киеве, мы успеем провести летные испытания боеприпасов двух видов – осколочного и термобарического.

– Танковые и артиллерийские боеприпасы, это не Ваша сфера интересов?

– Нельзя браться за все сразу. Мы сначала до “сотки” (100 мм) дойдем, а потом будем заниматься номенклатурой повыше. К примеру, конструкторская документация, на 100-мм “Рапиру” нами в свое время уже была подготовлена. И до выставки, в качестве демонстрации возможностей, мы сделаем по штатной технологии снаряд. К гильзе, дойдем в первом квартале 2018 г. Также мы разработали конструкторскую документацию на боеприпас 152 мм, для производства которого имеем даже кое-какое оборудование. В этом году, за это мы также браться не будем, а в следующем году, рассчитываем сделать образец снаряда и гильзы. (Metalmonitor/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version