Темпы роста украинского автомобильного рынка во втором полугодии несколько снизились. О причинах этого замедления и своих прогнозах на ближайшее время, Auto-Consulting рассказали ведущие отечественные операторы.
Мнения операторов разделились. Одни считают, что темпы роста рынка действительно снизились, и аргументируют это. По мнению других, спада не произошло. Просто, по сравнению с сентябрем, в октябре продали меньше. Или сказались индивидуальные факторы импортеров.
Как бы там ни было, но в октябре было реализовано 7413 новых легковых автомобилей. Это на 26,8% больше, чем год назад, но и на 2,9% меньше, чем в сентябре.
Украинцы с начала года на новые автомобили потратили более 40 млрд. грн.
Упал ли рынок?
Как сообщили в пресс-службе Корпорации “УкрАвто”, осенью на рынок новых легковых автомобилей оказало влияние появление (и ожидание будущих поставок) больших партий автомобилей концерна Volkswagen с дизельными двигателями по сниженным ценам. А именно – Audi A3 и VW Golf, продажи которых за 2 последних месяца составили 486 шт. и 600 шт. соответственно. В результате чего брэнд Audi занял в октябре 5-е место, поднявшись с 14-го по итогам 2016 г., а брэнд Volkswagen в сентябре-октябре смог опередить Renault и занять 2-е место. Кроме того, рост рынка новых автомобилей сдерживает значительное увеличение объемов импорта подержанных автомобилей (за 10 мес. 2017 г. – легковых – в 4,5 раз, LCV-в 2,2 раза, грузовых – в 3,3 раза больше), а также ввоз автомобилей на еврономерах.
В компании “Гранд-Автомотив” (Maserati, Jeep), среди причин замедления темпов роста рынка называют снижение платежеспособности населения, импорт б/у автомобилей с растаможкой по льготным акцизам, ввоз автомобилей на еврономерах, рост курса доллара/евро по отношению к гривне, а также – законопроект о либерализации рынка б/у автомобилей.
В компании “АвтоКапитал” (Mercedes-Benz, smart) сообщили, что из глобальных факторов, которые влияют на замедление темпов роста рынка, прежде всего надо отметить постоянные колебания курсов валют, снижение покупательной способности населения в целом, высокую стоимость топлива, отсутствие стимулирующих спрос программ по автокредитованию. А также – нестабильную политическую и экономическую ситуацию в стране.
С такими утверждениями не согласен директор по маркетингу Группы компаний “АИС” Сергей Боровик. Он считает, что итоги продаж осенью 2017 г. находятся в рамках прогнозных значений. Как и должно быть, они на порядок выше значений 1-го полугодия 2017 г.
Процент роста к аналогичному полугодию прошлого года ниже, так как имеем уже достаточно высокую базу для сравнения. На небольшое падение продаж октября к сентябрю повлияла девальвация. Также с каждым месяцем растет влияние б/у импорта, считает Боровик.
По мнению директора департамента операционного управления продажами “ММС Украина” (Mitsubishi) Сергея Байдачного, замедления темпов роста как такового не было. Байдачный считает, что скорее, был слишком резкий скачок в сентябре, в связи с ростом курса национальной валюты.
Глава правления “Рено Украина” Яна Миненко сообщила Auto-Consulting, что по брэнду Renault снижение динамики вызвано только временными нюансами микста моделей на складе.
Никто из операторов не назвал причиной снижения темпов роста рынка его насыщение. Даже не смотря на то, что рост объемов продаж продолжается уже достаточно давно. Когда же, по их мнению, произойдет насыщение отечественного рынка и перестанут расти продажи?
Когда произойдет насыщение рынка?
В пресс-службе Корпорации “УкрАвто” сообщили, что по их мнению, рынок Украины еще далек от насыщения. Коэффициент автомобилизации в 2016 г. составил 178 авто на 1000 чел., при том, что в развитых странах Европы он достигает 500-600 автомобилей на 1000. Также наблюдается старение автопарка в связи с ростом импорта подержанных авто: если в 2001 г. средний возраст легкового автомобиля в стране составлял 17,6 года, то на 1.01.2017 г. – уже 21 год. Поэтому до насыщения еще очень далеко.
В компании “АвтоКапитал” также полны оптимизма. Здесь отмечают, что на текущий момент в Украине наблюдается самая низкая в Европе обеспеченность автомобилями на 1000 человек населения. Значит, рынку есть куда расти. Но темпы его роста зависят от факторов, упомянутых выше.
Более конкретные цифры назвали в компании “Гранд-Автомотив” (Maserati, Jeep). По их мнению, насыщение отечественного рынка произойдет через 3-5 лет.
Сергей Байдачный также уверен, что насыщения наш рынок достигнет однозначно не скоро. Хотя, считает определение “насыщение” достаточно относительно, с учетом того, что за последние несколько лет рынок прошел два существенных кризиса.
Как сообщила Яна Миненко, потенциал нашего рынка при стабильной ситуации – это 300-350 тыс. новых авто в год. Поэтому, ее ожидания на ближайшие годы только позитивные.
И видимо позитив – это основное настроение, которое сегодня вызывает украинский автомобильный рынок. Соответственно, есть реальные основания надеяться, что прогнозы операторов оправдаются и в 2018 г. наш рынок продолжит рост. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)