Отсутствие по состоянию на конец ноября утвержденного гособоронзаказа (ГОЗ) на 2018 г., а также предоставляющая преференции зарубежным производителям утвержденная правительством в 2015 г. процедура принятия на вооружение ВС Украины вооружений и военной техники (ВВТ) в особый период, ставит под вопрос будущее украинских оборонных компаний, и в первую очередь частных, констатируют украинские военные эксперты.
Оценивая ключевые проблемы в оснащении ВСУ современной беспилотной авиатехникой на пресс-конференции в среду в Киеве, директор информационно-консалтинговой Defence Express Cергей Згурец обратил внимание, что “сегодня складывается ситуация, что сама процедура принятия на вооружение по 345-му постановлению (постановление Кабинета министров №345 от 25.02.2015 г. “О порядке поставок ВВТ и спецтехники в особый период, в условиях чрезвычайного положения и проведения АТО”) создает странные преференции для зарубежных производителей”.
“За четыре года войны, несмотря на наличие отечественных производителей, на вооружение принят БПЛА польского производства”, – пояснил он свои предположения, уточнив: с 2015 г. количество компаний-“энтузиастов”, занимающихся Украине разработкой беспилотной авиатехники в интересах армии и силовых структур сократилось с 50 до 10, из них серьезно работают с оборонным сектором – около пяти компаний.
“До конца года остался месяц. В прошлом году, в это время украинские производители, как частные так и государственные, уже имели утвержденный гособоронзаказ (на 2017 г.), – заметил он, добавив: сегодняшняя ситуация с “неопределенностью” по ГОЗ на 2018 год, “является достаточно уникальной и непонятной, с учетом потребностей армии”.
Как отметил директор НПП “Атлон Авиа” (Киев) Артем Вьюнник, по его данным в начале ноября на вооружение ВСУ принят польский БПЛА Fly Eye, аналогичный по классу и комплектации хорошо зарекомендовавшему себя в зоне АТО украинскому легкому БПЛА для разведки и корректировки артиллерии А1-СМ “Фурия” радиуса действия более 30 км. Стоимость польского комплекса, уточнил он, около $700 тыс., украинского – порядка $120 тыс., при этом польский аналог имеет, “некомфортные нюансы” в эксплуатации: у комплекса отсутствует адаптированная к национальным стандартам система координат.
“А дальше мы понимаем, что этот комплекс должен быть закуплен для потребности ВСУ. Встает вопрос: зачем 5-10 компаний развивают эту тематику в Украине, вкладывают собственные средства, создают рабочие места?”, – заметил он.
Как отметил А. Вьюнник, с 2014 г. компаний уже выполнен контракт на поставку спецтехники для радиоэлектронной разведки в интересах одного из силовых ведомств, а также контракт на поставку БПЛА А1-СМ “Фурия” по заказу Минобороны. В условиях отсутствия ГОЗ на 2018 г., по его словам, перед компанией стоит вопрос: “Что делать дальше?”.
Как уточнил директор “Атлон Авиа”, в рамках договоренностей с военным ведомством, сегодня компания работает над развитием беспилотного комплекса для разведки и артиллерии. “Также мы работаем над проектом, который должен привести к созданию высокоточного оружия с использованием беспилотных платформ”, – сказал он, добавив: ситуация с “непонятным” ГОЗ на 2018 г., ставит под вопрос и эти планы, и потенциал развития компании. В этой связи А. Вьюнник уточнил: формирование ГОЗ – не является исключительной прерогативой Минобороны, потребность в ВВТ определяется Генштабом ВСУ.
Украинский разработчик также высказался за внесение изменений в утвержденный правительством в 2015 г. порядок принятия ВВТ на вооружение ВСУ в особый период: в связи с отсутствием у военных понимания системы поддержки военной техники, находящейся в подконтрольной эксплуатации, необходимо приравнять ВВТ, переданные в армию на подконтрольную эксплуатацию, к ВВТ, принятым на вооружение, уточнил он, добавив: “Иначе, это тупик”. (Metalmonitor/Машиностроение Украины и мира)