Auto-Consulting выяснил у ведущих операторов рынка, ждать ли рекордов продаж в 2018 г., какие основные тренды были в 2017-м, восстановился ли отечественный автомобильный рынок после кризиса, и чем обусловлена высокая для премиум-брэндов доля в объемах продаж новых авто.
После наступления Нового года по старому стилю, можно уже с полной уверенностью сказать, что 2018-й начался. Итоги продаж 2017 г. подведены, лидеры и аутсайдеры названы. В 2017 г. был установлен новый посткризисный рекорд. Объем реализации новых автомобилей в Украине превысил 80 тыс. штук. Но, как оказалось, является ли этот рекорд подтверждением того, что рынок восстановился? Вопрос.
По мнению большинства операторов, несмотря на рост продаж до восстановления отечественного автомобильного рынка пока далеко. Так, по мнению генерального директора компании “АвтоКапитал” Ярослава Пригары, о восстановлении говорить пока преждевременно. Ведь продажи 2017 г. более чем в 2 раза ниже показателей докризисного 2013 г.
С этим согласен и директор по маркетингу Группы компаний “АИС” Сергей Боровик. В частности, он сообщил, что результаты продаж 2017 г., скорее похожи на очень небольшую стабилизацию. Восстановлением рынка можно будет называть цифры порядка 400-500 тыс. и более новых легковых авто в год. Это соответствует емкости наших восточно-европейских соседей (с учетом размера населения).
Глава “Рено Украина” Яна Миненко сообщила, что в 2017 г. рынок рос за счет отложенного спроса в период кризиса, после резкого спада в 2015 г. Максимальным рынок был в 2008 г. на уровне 660 тыс. Поэтому, потенциал автомобильного рынка Украины в стабильный экономический период может составлять около 300 тыс. новых автомобилей в год. В 2015 г. рынок достиг своего дна, и показатели рынка новых пассажирских автомобилей достигли 46 тыс. единиц. В связи со стабилизацией ситуации в стране (в сравнении с 2014 г. и 2015 г.) рынок понемногу начал оживляться.
Среди главных трендов ушедшего года Яна Миненко отмечает рост продаж юридическим лицам, рост продаж премиум-автомобилей и кроссоверов. Также наблюдался рост продаж автомобилей, благодаря финансовым услугам (кредит, лизинг).
Ярослав Пригара среди основных трендов назвал массовый ввоз б/у автомобилей и ценовые войны операторов. Относительно “евроблях”, он считает, что эта тенденция не оказала сильного влияния на продажи новых премиальных автомобилей.
Сергей Боровик сообщил, что по его мнению, основными тенденциями прошлого года были “Дизельгейт” – и как его следствие – супер демпинг и слив стоковых складов, свезенных со всего мира.
Продолжил набирать обороты легальный и нелегальный б/у импорт. Украинский феномен популярности электромобилей (достаточно условный, так как в абсолютных цифрах показатели продаж пока что скромные). Из старых трендов – дальнейший рост популярности и рост доли SUV. В Украине снова стал популярным А-класс, благодаря феноменальному успеху брэнда Ravon.
Среди тенденций 2017 г., по мнению Боровика, также возобновление автокредитования и продолжение роста доли юрлиц, каждый третий новый авто куплен предприятием или организацией. Что касается “евроблях”, цифры говорят сами за себя, – считает Сергей Боровик. Динамика роста рынка новых ЛА к концу года практически обнулилась из-за “евроблях”. И в ближайшие годы б/у импорт будет в наибольшей мере влиять на очень скромные показатели продаж новых автомобилей.
Я. Миненко считает, что “евробляхи” и импорт б/у иномарок по льготным акцизам существенно повлияли на рынок новых авто. По ее мнению, рынок на еврономерах неконтролируем, он создает сильное напряжение среди собственников, купивших авто по правилам, и теми, кто пользуется авто, минуя финансовые затраты в виде налогов. Помимо этого, использование авто на иностранных номерах провоцирует 3 вида рисков – криминогенные, социальные и экологические.
Почему же при всех этих трендах, и на фоне экономики страны в целом, на украинском рынке новых автомобилей так велика доля премиум-брэндов? Ярослав Пригара считает, что премиум-сегмент всегда восстанавливался раньше остальных сегментов рынка.
По мнению Сергея Боровика, динамика роста премиум-сегмента по итогу года гораздо ниже среднерыночной – всего 16%. Соответственно до 15% упала и его доля. Но это в любом случае в два раза больше, чем в докризисные годы. Причин как обычно несколько:
– кризис ударил в первую очередь по среднему классу, в меньшей степени по состоятельным украинцам;
– покупатели премиум-марок в меньшей степени рассматривают б/у импорт, в отличие от покупателей в лоу-кост и масс-маркет;
– демпинговые распродажи некоторых премиум-моделей, когда цены опустились до уровня масс-маркета.
Прогноз на 2018 г. Каковы же ожидания операторов рынка относительно продаж в нынешнем 2018-м?
Яна Миненко в 2018 г. смотрит оптимистично. В “Рено Украина” рассчитывают на рост рынка и в 2018 г., и надеются, что он будет около 100 тыс. новых легковых автомобилей. В бюджете страны заложен рост экономики в виде 3% роста ВВП, показатель инфляции до 9%. Такие макроэкономические показатели будут способствовать восстановлению благосостояния украинских граждан и соответственно рынка легковых автомобилей, уверена Миненко.
Ярослав Пригара сообщил, что в их компании планируют, что в 2018 г. на украинском рынке будет реализовано больше автомобилей, чем в 2017 г., но на какую величину – не уточнил.
Сергей Боровик не так оптимистично оценивает результаты нынешнего года. В частности, он сообщил, что у него очень осторожные прогнозы рынка новых авто. Пессимистический сценарий – стагнация или небольшой минус. Оптимистический сценарий – 5-10% рост. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)