В конце января 1958 г. с конвейера Ульяновского автозавода сошел первый серийный автомобиль УАЗ-450, именуемый в простонародье “Буханкой”. Ульяновские конструкторы создали единственную в мире машину вагонной компоновки, малой грузоподъемности и повышенной проходимости.
Первые опытные образцы УАЗ-450 с различными вариантами кузова прошли заводские и межведомственные испытания на проходимость мостов по бездорожью и комфортабельность езды еще в 1957 г. УАЗ-450 успешно пересек Каракумы, побывал на Памире и в Казахстане, а также на самой северной точке России – в Оймяконе. Испытания подтвердили, что полноприводные грузовики способны передвигаться в любых дорожных и климатических условиях.
К январю 1958 г. заводские мощности уже были подготовлены к сборке 4 тыс. грузовиков в год. От опытных партий завод перешел к серийному выпуску автомобилей, обладавших высокими эксплуатационными качествами, а главное – имевшими повышенную проходимость.
Впоследствии на базе фургона были изготовлены другие модификации. Производством были освоены: бортовой грузовик УАЗ-450Д, цельнометаллический фургон УАЗ-450, санитарный автомобиль УАЗ-450А. Затем появился микроавтобус УАЗ-450В.
В 1959 г. был подписан первый контракт об изготовлении на экспорт 35 “санитарок”. Машины отправились бороздить просторы дорог Албании, Индонезии и Сирии.
На базе автомобилей с колесной формулой 4×4 с 1960 г. выпускались заднеприводные машины: бортовой автомобиль УАЗ-451Д, фургон УАЗ-451 и санитарный УАЗ-451А.
Семейство УАЗ-450 выпускалось вплоть до 1965 г. Всего было произведено более 55 тыс. автомобилей различных модификаций.
В 1966 г. семейство УАЗ-450 подверглось модернизации – автомобили получили более мощный верхнеклапанный двигатель, четырехступенчатую коробку передач, было изменено внешнее оформление кабины водителя. В результате всему семейству полноприводных машин был присвоен индекс УАЗ-452.
В 2007 г. легендарная “Буханка” обрела “второе дыхание”. В рамках национального проекта “Здоровье” автозавод осуществил поставку 2304 санитарных машин во все уголки России. Первые 45 автомобилей, оснащенные гидроусилителем руля, ведущими мостами типа “Спайсер”, многофункциональным рулевым переключателем и замком зажигания с запираемым противоугонным устройством, предприятие поставило в медучреждения Ульяновской области.
Сегодня Ульяновский автомобильный завод продолжает производство этих автомобилей, незаменимых в народном хозяйстве и прекрасно адаптированных к российским дорогам. Только за последние 5 лет предприятие выпустило более 156 тыс.яч автомобилей классического коммерческого ряда.
Прозвище “Буханка” автомобиль получил за своеобразную форму кузова, напоминающую буханку хлеба. Еще по одной версии “Буханкой” называли автомобиль, который перевозил продукты, а санитарный автомобиль называли “таблеткой”, тем самым подчеркивая предназначение фургона.
В 1959 г. самая первая модель Ульяновского электромобиля УАЗ-450ЭМ была разработана на базе серийного УАЗ-450 и УАЗ-450А. Предназначалась она для обслуживания аэродромов. На электромобилях применялись тяговые аккумуляторные батареи, разбитые на 2 секции, установленные под полом кузова по обоим бортам в специальных ящиках.
УАЗ-452 по сей день используются для перевозки туристов на вулканы Везувий и Этна. На базе ульяновских внедорожников в Италии создаются пожарные машины, “дачи на колесах”. Их используют для горноспасательных работ, геологической разведки, доставки воды и продовольствия в отдаленные горные селения.
В 1960-х годах на заводе выпущены первые образцы санитарных машин для районов Крайнего Севера и Сибири УАЗ-452АС – с дополнительным отоплением, двойными стеклами в салоне, усиленной термоизоляцией пола, крыши и боковин. Работа велась при температурах, доходящих до 60 град. мороза. При таких условиях не могла функционировать санитарная авиация.
В 1963 г. ульяновский внедорожник снялся в культовом советском фильме “Королева бензоколонки”. Также УАЗ-450 снимался в кинофильмах “Тридцать три”, “В Москве проездом”, “Жил певчий дрозд”.
В конце 1960 г. началась работа над снегоходным автомобилем УАЗ-451С, который был укомплектован сменным сезонным оборудованием для преодоления снежного бездорожья и целины. Вместо передних колес у него устанавливались металлические управляемые лыжи, а вместо задних – резино-металлические гусеничные движители.
Автомобиль УАЗ-450 содержит 1026 оригинальных деталей и узлов, 491 деталь шасси и 535 деталей кузова. Для сравнения, в современных автомобилях количество деталей колеблется от 5000 до 7000 штук. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)