Машиностроение Украины и мира

Украина: какие перемены грядут на авторынке в будущем, – анализ

Традиционный круглый стол на церемонии награждения “Автомобиль года в Украине 2018”, можно назвать, пожалуй, самым оптимистичным за последнее время. Отечественный автомобильный рынок развивается и растет уже несколько лет подряд. Хотя, как оказалось, украинский автомобильный рынок мог бы расти намного быстрее.

Торжественную церемонию открыл министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян. Он сообщил присутствующим, что министерство инфраструктуры сделало ставку не на двигатели внутреннего сгорания, а на электрокары. И уверен, что за этим будущее не только мира, но и Украины. Именно поэтому в Парламент подан законопроект “О 15-летней стратегии развития электротранспорта в Украине”. Он должен стимулировать производство электромобилей и аккумуляторных батарей. Если его примут, то этот закон, по мнению господина Омеляна, станет лучшим в Европе по развитию рынка электрокаров.

Законопроект, в частности, предусматривает, на 5 лет освободить от НДС импорт электромобилей. На 10 лет освободить от НДС производство запасных частей для электромобилей. На 15 лет освободить от НДС производство аккумуляторных батарей, производство электромобилей и моторов к ним.

С 1 января 2018 г., в Украине на год отменили НДС и акцизный сбор на импорт электромобилей. Конечно, совсем неплохо, что электрокары стали дешевле. Но было бы логично, отменить НДС на производство электротранспорта у нас в стране, и таким образом, стимулировать отечественных производителей. В поисках логики корреспондент Auto-Consulting обратился к министру инфраструктуры Украины Владимиру Омеляну.

По мнению господина Омеляна, бурный рост автомобильной промышленности Китая, связан, в том числе, и с тем, что там большое внимание уделяют электротранспорту. Китайцы хорошо понимают, что конкурировать с европейскими и американскими производителями автомобилей с ДВС им очень сложно. Ведь Европа – родина двигателя внутреннего сгорания. Поэтому свой шанс закрепиться на мировом автомобильном рынке Китай видит в производстве электромобилей.

Владимир Омелян считает, что такой шанс есть и у Украины.

Глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко с оптимизмом смотрит в будущее. По его прогнозу, в нынешнем 2018 г. наш рынок продолжит рост. По мнению господина Назаренко, продажи в 2018-м могут достичь 100 тыс. авто.

Главными причинами, которые сдерживают рост нашего рынка, Олег Назаренко считает низкую платежеспособность населения и отсутствие инвестиций для создания рабочих мест. Но это глобальные проблемы, которые должно решать государство. Серьезным сдерживающим фактором являются налоги. По словам господина Назаренко, в цене произведенного в Украине автомобиля налоги составляют 30-40%.

Конечно, Олег Назаренко не мог обойти вниманием так называемые “евробляхи”. ВААИД будет требовать от правительства ликвидировать схемы, по которым в страну ввозятся автомобили без уплаты налогов. Налоги платят и производители автомобилей, и официальные импортеры, поэтому все должны быть в равных условиях. ВААИД сейчас разрабатывают законопроект, который поможет решить проблему “евроблях”.

Еще одна инициатива ВААИД, о которой Олег Назаренко сообщил присутствующим – регистрация новых автомобилей прямо в автосалонах. Сейчас для этого нарабатывается необходимая нормативно-законодательная база.

Кроме того, ВААИД работает над тем, чтобы в Украину вернулся техосмотр. Не как формальное мероприятие времен ГАИ, а реально повышающий безопасность на дорогах. При этом новые автомобили до 5 лет техосмотр проходить не должны.

В своем докладе генеральный директор ИАГ Auto-Consulting Олег Омельницкий сообщил, что в 2017 г. рынок новых автомобилей превысил 80 тыс. штук и по сравнению с 2016 г. вырос почти на 25%.

Прирост рынка подержанных автомобилей, которые в прошлом году были импортированы в Украину по льготным акцизам, составил около 40 тыс. шт. И можно сделать вывод, что как минимум 40 тыс. авто не досчитался рынок новых автомобилей. На покупку этих авто украинцы потратили около 500 млн. евро. Этот льготный импорт фактически сдерживал рост продаж в сегменте новых автомобилей Low Cost – автомобилей стоимостью до 15 тыс. евро. А совсем данный сегмент не исчез, потому, что недорогие автомобили покупают юридические лица, которые не хотят и не могут приобретать на фирму б/у авто.

По мнению Олега Омельницкого, импортированные по льготным акцизам автомобили не только отнимали покупателей у рынка новых авто. Они повлияли еще на вторичный рынок автомобилей, которые уже были в Украине. Здесь упали цены и появились проблемы с продажей автомобилей украинской регистрации.

Эти факторы оказывали влияние и на рынок новых авто, так как нарушалась цепочка “продал б/у авто – купил новое авто”. Хотя, по логике, рынок новых авто в прошлом г. вполне мог приблизиться к показателям 2013 г., когда было продано 201 тыс. новых автомобилей.

Олег Омельницкий обратил внимание на то, что ввоз в Украину подержанных автомобилей по льготным акцизам и на “евробляхах”, фактически стимулировал рост рынка новых автомобилей в странах, из которых они к нам приезжают. Жители этих стран продали избавились в Украину свои подержанные машины, и купили себе новые. Это четко видно по аномальному для Европы росту продаж в соседних с Украиной странах. То есть Украина помогла соседям избавится не менее, чем на 500 тыс. авто. Именно столько к нам фактически завезли “евроблях”, по данным самой же ГФС.

Олег Боярин – глава Федерации работодателей автомобильной отрасли Украины сказал, что во всем мире происходят глобальные процессы. Например, переход на автомобили, которые работают от альтернативных источников энергии, и автомобили с искусственным интеллектом. Это дает Украине новые возможности. И мы, как страна, имеем сейчас потенциальную возможность перепрыгнуть на новый этап развития автопрома. В ближайшие годы мы увидим новые технологии в автомобилях, и нашим дилерским центрам понадобятся новые компетенции. И если мы объединимся в совместном видении того, какой будет Украина через 15 лет, то мы всего достигнем, ведь импортеры и производители – это большая сила. Она не даст превратить нашу страну в свалку подержанных автомобилей.

Представитель “Google Украина” Андрей Радович, рассказал участникам Круглого стола, что чаще всего искали украинцы по автомобильной тематике. Первое и второе местах в поиске логично заняли такие популярные модели, как Renault Logan и KIA Sportage. А на третьем месте среди поисковых запросов Google, к сожалению, был запрос “купить машину в Литве или Польше”. Количество таких запросов, по данным “Google Украина”, за последние 2 года увеличилось в 6 раз! Что очень хорошо иллюстрирует ситуацию в нашей стране.

Интересно, что в ТОП поиска Google попал электромобиль Nissan Leaf, который у нас официально не продается. И это вселяет оптимизм в наших импортеров электрокаров.

В частности, глава “Рено Украина” Яна Миненко подтвердила, что в планах на этот год – все-таки начать официальные поставки в Украину электромобиля Renault ZOE. Задержка с выводом этой модели на украинский рынок связана с тем, что у нас нет сети зарядных станций, которые соответствуют европейским нормам. Это выяснили эксперты Renault, которые в прошлом г. инспектировали электрозаправки в Киеве, Одессе и Львове. Как пошутил кто-то в зале, у нас не только качество топлива паршивое, но и электричество не соответствует европейским нормам. По словам Яны Миненко сейчас проходит второй технический тур. И она надеется, что его результаты будут положительными для того, чтобы начать поставки Renault ZOE уже нынешней весной.

Вопросом электрических зарядных станций серьезно интересовался директор компании “Хюндай Мотор Украина” Геннадий Четверухин. Ведь в прошлом г. его компания вывела на наш рынок электромобиль Hyundai Ioniq. По словам господина Четверухина, он пришел к выводу, что 4-часовые электрические зарядные станции – не эффективны. В нашей стране нужны либо скоростные Quick charger, либо домашние зарядные станции. Но самый главный вывод Геннадия Четверухина, к которому он пришел в прошлом году, что интерес к электромобилям у нас в стране постоянный и он растет. И в этом вопросе у Украины большой потенциал.

Если подвести итог, можно сказать, что главными темами Круглого стола стали электромобили и так называемые еврономера. А главным настроением – оптимизм. Пожалуй, самый большой за последние несколько лет. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version