Машиностроение Украины и мира

Украина: сколько времени еще осталось у ПАО “Запорожский автомобилестроительный завод”?, – анализ

Сегодня вопрос, нужен ли Украине собственный автомобиль, и украинский автопром, фактически снят с повестки дня. О чем можно спорить, когда по данным ассоциации “Укравтопром”, в прошлом году всеми отечественными автомобильными предприятиями было выпущено всего 8586 транспортных средств. а ЗАЗ из них произвел лишь 1674 штук, да и то вместе с автобусами и пикапами. Auto-Consulting проанализировал сложившуюся ситуацию.

По данным ассоциации “Укравтопром”, по сравнению с 2016 г., автомобильное производство в Украине в 2017-м выросло больше, чем на 63%. Перемога? Вряд ли. Ведь в 2016-м объемы производства транспортных средств, – а это и легковые автомобили, и автобусы, и легкий коммерческий транспорт, были 5264 штуки. А в 2017-м эта цифра выросла до 8586 штук. Из которых легковых автомобилей – 7286 шт.

Запорожский автомобилестроительный завод выпустил в 2017 г. 1674 автомобиля. Корпорация “Богдан” – 110 шт. Бориспольский автозавод – ни одного. Черниговский автозавод – 178 шт. “Еврокар” собрал 6145 авто. Автобусный завод “Часов Яр” – 90 шт. “Черкасский автобус” – 389 штук. Поэтому, по большому счету, рост производства на 63% – это всего-навсего формальная цифра, за которой скрывается грустная действительная картина глобального падения автомобильного производства в нашей стране. И исходя из этой статистики, можно предположить, что для некоторых предприятий нынешний 2018 г. может оказаться последним.

За годы Независимости Украина потеряла 10 собственных автомобильных заводов, среди которых “КрымавтоГАЗ”, “УкрВолгатехсервис”, “Анто-Рус”, КАРЗ №5 и т. д. Луцкий ЛуАЗ перестал выпускать легковые автомобили, а львовский ЛАЗ – автобусы. Признан банкротом КрАСЗ.

За это время Украина растеряла и больше десятка иностранных инвесторов, которые могли бы построить у нас новые заводы и выпускать здесь иномарки. Китайская Geely, модели которой собирали на КрАСЗ, ушла в Беларусь, Great Wall – в Болгарию, Kia и Hyundai – в Чехию, Словакию, Турцию и Россию, Ford – в Румынию и Россию, Mercedes-Benz – в Венгрию и Россию, BMW – в Россию, General Motors – в Польшу и Россию, PSA Peugeot-Citroen – в Россию и Чехию, Toyota и Nissan – в Россию и Турцию, Volkswagen – в Словакию и Россию. В 2007 г. у нас даже планировали собирать китайский Land Cruiser. Этот список несостоявшихся инвестиций за последние 10 лет можно продолжать еще долго. И, к сожалению, это не все наши потери. Кроме непосредственно автосборочных заводов в эти страны устремились и производители комплектующих, которые также построили там современные предприятия.

Все наши соседи, кто хотел, смогли привлечь иностранных инвесторов и получить высокотехнологичное автомобильное производство. И только в Украине, где есть все составляющие быть автомобильной державой, по-прежнему, нет инвестиционных условий. При существующем уровне защиты рынка нет никакого смысла открывать здесь производство автомобилей. А сегодня, к сдерживающим не только инвесторов, но и отечественное производство факторам, прибавился льготный импорт иномарок из Европы и безконтрольный “временный” ввоз сэконд-хэнда на еврономерах.

Сегодня уже мало кто помнит. А точнее – никто даже не вспоминает, чтобы не расстраиваться, прогноз министра промышленной политики Украины Михаила Короленко. В декабре 2013 г Кабинетом министров Украины была утверждена “Концепция программы развития украинского автопрома на период до 2020 г.”. Так вот, прогнозировалось, что в 2014 г. украинский автопром может выпустить 120 тыс. автомобилей. Среди новых проектов, анонсированных на 2014 г., значились производство в Черкассах автомобилей JAC, Great Wall, сборка в Кременчуге нового брэнда MG, а также новый проект на ЗАЗе.

Прогноз министра прозвучал на фоне данных о том, что итогам 2013 г. всеми предприятиями украинского автопрома тогда было выпущено 50449 единиц автотранспорта, а сейчас по итогам 2017 г. мы имеем всего 8586 штук!

Уже тогда, в 2012-м, ЗАЗ выпустил 20301 автомобиль, из которых 19257 шт. – легковые, 747 шт. – грузовые и 297 автобусов. И это при мощности полномасштабного производства только по легковым авто на уровне 150 тыс. в год. То есть, даже в удачный по сегодняшним меркам 2012 г., мощности ЗАЗа были загружены всего на треть.

О том, что Украина теряет собственных производителей автомобилей, еще в 2013 г. говорил президент Ассоциации автомобильных производителей Украины “Укравтопром” Михаил Резник. “Под давлением транснациональных корпораций, Украина постепенно теряет собственную промышленность и позиции на внутреннем и внешнем рынках”.

Вот, что еще в 2014 г. писал журнал Forbes о причинах падения производства автомобилей в Украине: “Рухнул украинский рынок автомобилестроения. Украина вступила во Всемирную торговую ассоциацию без переходного периода, и в страну хлынул поток иномарок. А вскоре Россия ввела утилизационный сбор, который ограничил возможности экспорта”.

Для тех, кто все же надеется на хэппиэнд, из хороших новостей можно процитировать доклад глобальной консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG), которая специализируется на бизнес-стратегиях. По их мнению до 2020 г. продажи новых автомобилей в Украине вырастут до полумиллиона штук. А наша страна войдет в ТОП-15 крупнейших растущих рынков для сбыта автомобилей (без учета стран БРИК и зрелых рынков). Авторы исследования отмечают, что новые растущие рынки, которые не входят в БРИК, – это последняя большая возможность для роста производства, в ситуации, когда зрелые рынки (США, Канада, Европа, Япония, Австралия и Новая Зеландия) находятся в стагнации, а страны БРИК уже поделены между автопроизводителями.

Правда, прогноз этот был сделан 5 лет назад. Тогда еще никто не знал, что будет война на Востоке страны, что оккупируют Крым. Донецкая и Луганская области занимали примерно 16-17% рынка, Крым – около 5%. И в Boston Consulting Group и предположить не могли, что у нас появится такое явление, как “евробляхи” – полностью безналоговый імпорт подержанных авто.

Сегодняшние объемы производства ЗАЗа, даже по с равнению с “провальными” цифрами 2010-2012 гг., выглядят совсем ничтожными. Если учесть, что все эти годы ЗАЗ был убыточным и, фактически датировался Корпорацией “УкрАвто”, убытки, по самым скромным расчетам, должны составлять миллиарды грн., плюс постоянно растут долги предприятия. Но если в 2014 г. еще были какие-то надежды и перспективы, что все образуется, то сегодня, при выпуске 1700 (всего!) легковых автомобилей в прошлом году, все эти надежды, мягко говоря, испарились. А на фоне импорта подержанных европейских автомобилей по льготным акцизам и сотен тысяч ввезенного в Украину сэконд-хэнда на “евробляхах”, надеяться не на что вообще. Они добили когда-то крупнейшего отечественного производителя автомобилей.

Остается только один вопрос: насколько у “ЗАЗа” хватит еще ресурсов держаться, ведь если использовать медицинскую терминологию, ЗАЗ и так уже несколько лет находится в состоянии клинической смерти.

По мнению Auto-Consulting, Запорожский автомобилестроительный уже прошел точку невозврата. И случилось это не вчера. Надежд, что со временем на ЗАЗе все наладится – уже нет. Тем более, что в этом не заинтересованы, ни зарубежные автомобильные гиганты, ни наше правительство, ни сами покупатели авто. У последних после многочисленных девальваций гривны просто нет денег, чтобы покупать новые авто запорожского производства, сколько бы они не стоили, и что бы там не выпускали. Вины ЗАЗа в девальвации, конечно же нет, но он стал ее жертвой. Счет пошел уже даже не на недели, а на дни. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version