Машиностроение Украины и мира

Россия: ОАО “АвтоВАЗ” продолжает оставаться убыточным

За 2017 г. АвтоВАЗ получил из бюджета России субсидий на 20,4 млрд. руб. Это на 2,2 млрд. больше, чем в 2016-м. Грубо говоря, государство компенсировало автопроизводителю 64 тыс. руб. за каждый проданный в России автомобиль Лада. А всего за последние три года из бюджета АвтоВАЗу было направлено 53 млрд. руб., пишет “Авто-Ревю”.

АвтоВАЗ все еще работает в минус. Но “минус” этот все меньше: вместо 44,8 млрд. руб. в 2016-м результатом прошлого года стали 9,66 млрд. убытка по международному стандарту финансовой отчетности. На руку сыграли рост российского рынка, укрепление рубля, подорожание автомобилей, появление у “Лады” все более и более дорогих версий, а также другие факторы. Однако стратегическая цель вернуться к безубыточности в ближайшие пару лет вряд ли окажется достижимой – возвращение к положительным результатам президент АвтоВАЗа Николя Мор осторожно прогнозирует только на 2020 г. К тому же в аудиторском заключении фирмы Ernst & Young по-прежнему фигурирует фраза о том, что финансовая отчетность АвтоВАЗа указывает на наличие существенной неопределенности, которая может вызывать сомнения в способности компании непрерывно продолжать свою деятельность, так как на 31 декабря 2017 г. краткосрочные обязательства фирмы превышали активы на 62,3 млрд. руб.. АвтоВАЗ все так же нуждается в докапитализации.

Зато результаты работы на операционном уровне вселяют оптимизм: положительный результат достигнут уже в 2017 г. вместо 2018-го, как предполагалось программой оздоровления. АвтоВАЗ отчитался об операционной марже размером 1,6 млрд. руб. (в 2016 г. было “минус” 16,2 млрд.). Помог прежде всего рост выручки (на 40,7 млрд. руб., то есть +22%), включая и выручку от экспорта, и результаты работы бизнеса по продаже запчастей и послепродажного обслуживания.

По собственному отчету АвтоВАЗ за прошлый год продал в России 320222 легковых и легких коммерческих автомобиля Лада (данные АЕБ говорят про 311588 машин) и таким образом завоевал самую крупную для себя за последние шесть лет долю рынка – 19,5% (или 20,5% среди легковых). Гранта, Веста, XRAY и “Ларгус” входят в ТОП-10 бестселлеров России. Универсалы Веста SW и SW Cross за осень и зиму 2017 г. разошлись тиражом 5518 машин, причем “Кроссы” составили большинство. К показателю продаж в России нужно прибавить те автомобили и машинокомплекты, которые были отправлены на экспорт (24955 штук), а также комплекты для “Шеви-Нивы” и машин ВИС. Плюс еще 107375 автомобилей АвтоВАЗ продал альянсу Renault-Nissan (это собранные в Тольятти “Альмеры”, Логаны и Sandero). Всего – 485461 машина, то есть на 15,7% больше, чем год назад. Однако, судя по объемам производства, загрузка мощностей составляет меньше 40%.

2017 г. АвтоВАЗ увеличил продажи на зарубежных рынках на 28%, начал поставки в Литву, Иорданию, на Кубу и даже в Китай (туда ушли “классические” “Нивы”), а в целом “Лада” представлена в 30 странах. Но общий объем остается небольшим (24 тыс. машин), самая популярная модель по-прежнему “Лада 4х4”, а экспансию на самые крупные рынки в Западной Европе сдерживают нормы по выбросам углекислого газа. Поэтому основная часть экспорта в 2017 г. ушла в СНГ (15,5 тыс., рост на 91%), а в Европе (в основном в Германии, Венгрии и Словакии) зарегистрировано 5906 автомобилей “Лада”.

“Глобальные модели” после 2023 г. – это часть стратегического плана, который предусматривает пять новых моделей Лады в 2020-2022 гг. и еще пять в 2023-2026 гг., плюс семь фейслифтов в общей сложности. Однако со слов президента Николя Мора становилось понятно, что новые силовые агрегаты, отвечающие европейским нормам, и столь желанная возможность выхода на глобальный рынок ради увеличения экспорта – это будущие результаты перехода на двигатели и платформы альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, который ждет Ладу максимум через пять лет.

Впрочем, основная причина убытков АвтоВАЗа – обслуживание долгов. В 2017 г. компания потратила 7,3 млрд. руб. на выплату процентов и еще 12,6 млрд. направила на погашение части кредитов. Но все равно сумма краткосрочных обязательств составляет почти 120 млрд., а долгосрочные обязательства перед Ростехом и Внешэкономбанком тянут на 84,4 млрд. руб. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version