В металлолом вывезли последние элементы, использовавшиеся для производства мотоциклов “Днепр”. Как удалось узнать, решение очистить цеха от остатков былого производства было принято новым собственником КМЗ, который готовит помещения для других целей. Вчера, фактически закончилась 72-летняя история Киевского мотозавода, как одного из крупнейших производителей мотоциклов. За все время здесь было выпущено почти 3 млн. мотоциклов разных моделей.
Славная история Киевского мотозавода началась 21 сентября 1945 г., а завершилась 20 февраля 2018 г. Теперь КМЗ – это всего лишь территория и памятник мотоциклу возле бывшей проходной.
Формально, КМЗ уже 10 лет назад перестал быть заводом. Последние мотоциклы здесь выпустили в 2008-м, но еще были хоть какие-то атрибуты былого производства. Теперь уже ничего нет.
Напомним, что Фонд госимущества продал 90,811% акций ПАО “Киевский мотоциклетный завод” (КМЗ) в августе 2012 г. Реализация предприятия проходила на конкурсе, а среди требований к покупателю были и такие условия: сохранение основных видов деятельности завода, внесение инвестиций в размере не менее 2,7 млн. грн. на развитие предприятия.
Дополнительными условиями конкурса определено, что покупатель пакета должен иметь опыт экономической деятельности по производству мотоциклов или торговле мотоциклами, деталями и приспособлениями к ним, техобслуживания и ремонта мотоциклов.
В пользовании завода находятся два земельных участка: площадью 240,106 тыс. кв. м (земли промышленности) и 3,21 тыс. кв. м (общежитие). На момент продажи, завод был убыточным. В первом полугодии 2012 г. он получил чистый убыток в размере 1,7254 млн. грн. (за весь 2011 г. – чистая прибыль 13,196 млн. грн.), балансовый убыток составил 9,802 млн. грн. (4,718 млн. грн.), объем реализации – 4,063 млн. грн. (14,718 млн. грн.). На заводе на начало второго полугодия текущего года работали 211 человек.
Не смотря на то, что критерии к покупателю были довольно однозначны, Фонд госимущества продал ООО “Капитал Индекс Групп” за 59,8 млн. грн.
Уже тогда было понятно, что ни о каком возрождении производства на КМЗ речь не идет. Главной целью данной сделки было получить контроль над территорией или землей КМЗ. Как видим, так и получилось.
Киевский мотозавод нуждался в стратегическом инвесторе, который бы мог вдохнуть новую жизнь в цеха завода и поставить на производство современные модели. Предприятие обладало полным циклом производства, включая штамповку, малярное производство, производство двигателей и КПП. В гамме выпускаемой продукции были как дорожные мотоциклы (одиночный и с коляской), так и специальные версии пожарных, эскортных и военных моделей.
Увы, чуда не случилось. Украина потеряла не только Киевский мотозавод, но и фактически всю отрасль мотостроения.
Можно махнуть рукой и забыть. Очередной завод пошел в небытие, сколько их уже было, и сколько еще будет! Но есть один момент. Фонд Госимущества Украины, который продавал завод, формально должен был следить за выполнением условий приватизации. По крайней мере, это входит в его обязанности. А еще в Министерстве экономического развития и торговли (МЭРТ) также обязаны были следить за состоянием целой отрасли и бить тревогу, когда пошли первые сигналы о разрушении завода. Но вместо этого, в МЭРТ почему-то рассказывают о каких-то мифических инвесторах.
КМЗ – это был не просто завод, а флагман целой отрасли мотостроения Украины. В былые времена он выпускал до 100 тыс. мотоциклов в год, которые экспортировались на все континенты. До сих пор в разных странах есть фан-клубы техники КМЗ “Днепр”.
Фактически, от былого величия КМЗ остался лишь памятник мотоциклу, да еще фан-группа в Интернете. Вот такой вот невеселый финал. И полный крах промышленной политики в Украине. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)