Как бы парадоксально это сегодня не звучало, всего 10 лет назад Украина была внушительным экспортером автомобилей и автобусов разных модификаций. Auto-Consulting обнаружил интересную статистику тех лет, и сравнил с нынешними показателями.
По данным профильной Ассоциации “Укравтопром” в 2008 г. ЗАО “ЗАЗ” – Запорожский автомобилестроительный завод – экспортировало в страны ближнего и дальнего зарубежья более 72 000 автомобилей и автобусов различных модификаций! Чтобы было понятно, как это много, для сравнения нужно сказать, что в прошлом 2017 г., по данным Auto-Consulting, в Украине было продано немногим более 80 тыс. новых автомобилей. И важно отметить, что этот экспорт продукции Запорожского автомобилестроительного завода принес тогда налоги в казну Украины и обеспечил поступление иностранной валюты. Всего же, за 10 лет “ЗАЗ” уплатил в бюджеты всех уровней почти 7,5 млрд. грн.
На экспорт шли не только модели ЗАЗа, которые в странах СНГ продавались под названием ZAZ Chance (Chevrolet Lanos). Производство своих брэндов на ЗАЗе было выгодным и для Chery. Ведь Украина – государство, которое сотрудничало со странами Таможенного союза (ТС стран Евразийского экономического союза). Благодаря этому, Chery получала для своей сети на рынках СНГ автомобиль с нулевой пошлиной – как продукт, произведенный в Украине. В торговую сеть китайского брэнда в странах СНГ из Украины было поставлено более 20 тыс. автомобилей Chery Bonus (ЗАЗ Forza). Однако вскоре Россия ввела утилизационный сбор и вытеснила украинские автомобили со своего рынка.
Если говорить о производстве тех лет, по данным Ассоциации “Укравтопром” наиболее продуктивными для ЗАЗа были 2006 г., 2007 г. и 2008 г. В это время на предприятии выпустили 193 тыс., 282 тыс. и почти 258 тыс. новых машин, соответственно. Сегодня эти цифры выглядят фантастически. Ведь они в несколько раз превышают годовые объемы продаж новых автомобилей в нашей стране. И кажется абсолютно нереальным и невозможным, что такое мощное промышленное предприятие, как Запорожский автомобилестроительный завод, всего за каких-то 10 лет пришло в полный упадок. Напомним, что по данным Ассоциации “Укравтопром”, в 2017 г. на ЗАЗе было выпущено меньше 1700 транспортных средств.
Самыми удачными для экспорта продукции ПАО “ЗАЗ” были 2007-2012 гг. За этот период было экспортировано более 231,3 тыс. автомобилей брэнда “ZAZ”. Основными рынками сбыта были Россия (89%), Казахстан (3%), Сирия (2,5%), Беларусь (2%), Азербайджан (2%) и Узбекистан (1,5%). Основными экспортными моделями были ZAZ Chance, Сhery A-13, ZAZ Forza, ZAZ VIDA.
В 2011 г. в Сирии началась война и там перестали вообще интересоваться автомобилями. После аннексии Крыма и начала АТО в 2014 г. завод прекратил поставки автомобилей в РФ. Следом начали возникать и проблемы с транзитом автомобилей в другие страны, и таким образом отпал экспорт в страны Средней Азии и Казахстан. А в довершении экспортного коллапса. страны Таможенного Союза перестали признавать украинский Сертификат качества СТ-1 (в частности – в Беларуси). “ЗАЗ” в одночасье остался без экспортных рынков и сохранил лишь поставки машинокомплектов для предприятия GM-Египет.
Показательно, что Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) почему-то самоустранилось и не отстояло интересы украинских производителей на рынке Белоруссии и не добилось снятия нелепых ограничений для украинского экспорта. Получился вообще парадокс: Украина признает все сертификаты, выданные белорусским производителям, и позволяет продавать их грузовики и автобусы с нулевой пошлиной, а украинские производители, даже имея сертификат СТ-1, не могут получить аналогичные условия на рынке Беларуси. Украинские ЗАЗы и автобусы стали там неконкурентноспособными. А нашим чиновникам, ответственным за эти процессы, и дела нет.
Более того, скоро в Украину начнут поставлять и легковые авто, произведенные на белорусском предприятии “БелДжи”, выпускающим кроссоверы Geely.
К сожалению, в этой ситуации, особенно в сертификационном споре с РБ, ПАО “ЗАЗ” не получил действенной помощи на государственном уровне. Беларусь по-прежнему не признает наш сертификат, а государственные органы Украины до сих пор не подняли этот вопрос. “ЗАЗ” оказался зажат только в рамках украинского рынка, объемы которого из-за девальвации и засилья подержанных авто, в 2 раза меньше, чем мощность самого “ЗАЗа”.
Вот, как выглядит невеселая статистика производства автотранспортных средств на ЗАЗе в последние годы: 2013 г. – 22032 шт., 2014 г. – 13144 шт., 2015 г. – 3949 шт., 2016 г. – 526 шт., 2017 г.- 1682 шт.
2018 г. в этом списке, скорее всего, уже не будет.
Произошло значительное подорожание электричества, газа, других коммунальных услуг, стремительно выросли налоги на землю, растет налог на недвижимость. Давят и кредитные обязательства, которые к 2017 г. достигли 3 млрд. грн. Отказываются выпускать комплектующие малыми объемами для ЗАЗа и поставщики, либо их стоимость уже астрономическая.
На данный момент приходится признать, что экономическая целесообразность продолжения производства автомобилей в Украине и на ЗАЗе, в частности, напрочь отсутствует.
Вот так, всего за каких-то 10 лет, Украина из экспортера автомобилей, превратилась в страну, где производство оказалось не целесообразным и убыточным.
Для этого, как на подбор, сошлись все негативные факторы. Девальвация денежной единицы, низкая платежеспособность населения, импорт подержанных иномарок из Европы по льготным акцизам и, конечно, бесконтрольный временный ввоз сэконд-хэнда на еврономерах. Прибавьте сюда военные действия на Востоке страны, и станет понятно: если ничего не изменится, то шансы, даже просто остаться на плаву, не говоря уже о каких-то минимальных объемах экспорта, у отечественных предприятий приблизятся к нулю.
Зато теперь Украина, полностью уничтожив свою автопромышленность, будет покупать китайские автомобили из Белоруссии, аналог нашей ЗАЗ Vida из Узбекистана и еще целый ряд моделей из России. Наверное так выгоднее? (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)