Машиностроение Украины и мира

США: начались летные испытания крупнейшего в мире авиадвигателя

Американская компания GE Aviation 13 марта приступила к летным испытаниям перспективного турбовентиляторного реактивного двигателя GE9X, крупнейшей в мире авиационной силовой установки. Как сообщает N+1 со ссылкой на Defense Aerospace, во время первого полета новый двигатель был установлен на летающую лабораторию на базе Boeing-747. Испытания, признанные успешными, состоялись на аэродроме в Викторвилле в Калифорнии. В воздухе двигатель отработал четыре часа.

По мере разработки авиационные двигатели проходят серию различных испытаний, которые сначала проводятся на специальных стендах на земле, а затем уже на летающих лабораториях в воздухе. Такие испытания позволяют оценить реальные характеристики силовых установок, а также проверить работу всех систем авиадвигателя в различных условиях. Летные испытания, например, позволяют проверить работу двигателя в условиях динамических нагрузок, меняющейся интенсивности набегающего воздушного потока, температуры воздуха и сотен других условий.

Разработка GE9X ведется GE Aviation с 2012 г. Диаметр вентилятора этого двигателя составляет 3,4 м, а диаметр его воздухозаборника – 4,5 м. Для сравнения, диаметр GE9X всего на 20 см меньше диаметра фюзеляжа лайнера Boeing-767 и на 76 см больше диаметра фюзеляжа лайнера Boeing-737. Новая силовая установка может развивать тягу до 470 кН. GE9X имеет крайне высокую степень двухконтурности – 10:1. Этот показатель позволяет двигателю поддерживать высокую мощность, потребляя существенно меньше топлива по сравнению с другими двигателями.

Новый двигатель будет устанавливаться на пассажирские лайнеры Boeing-777X, самые большие в мире двухдвигательные пассажирские самолеты. Длина лайнеров в зависимости от версии составит 69,8 или 76,7 м, а размах крыла – 71,8 м. Самолет получит складное крыло, благодаря которому сможет помещаться в стандартном авиационном ангаре. Размах сложенного крыла B777X составит 64,8 м. Максимальная взлетная масса лайнера составит 351,5 т. Самолет сможет выполнять полеты на расстояние до 16,1 тыс. км.

К настоящему времени двигатель GE9X прошел несколько этапов испытаний, а с мая прошлого года участвует в сертификационных проверках. В начале февраля стало известно, что во время испытаний в силовой установке был обнаружен конструкторский просчет. Выяснилось, что плечи рычагов, приводящих поворотные лопатки статора, который расположен за лопатками 11-ступенчатого компрессора GE9X и отвечает за сглаживание и направление воздушного потока, испытывают во время работы двигателя нагрузки, превосходящие расчетные. Потенциально это может приводить к поломкам.

В компании заявили, что этот просчет является легко устранимым и не требует переработки всей конструкции двигателя. Для решения возникшей проблемы достаточно лишь изготовить новые рычаги измененной конструкции. Был ли допущен к летным испытаниям двигатель со старыми рычагами или эти элементы силовой установки были доработаны, пока неизвестно. Ранее утверждалось, что обнаруженный недочет не является критическим, и двигатель может быть допущен к начальным летным испытаниям со старой версией рычагов лопаток статора.

Согласно действующим планам, летные испытания GE9X будут проводиться до конца 2018 г. На февраль 2019 г. намечен первый полет лайнера Boeing-777X с новыми двигателями. Он состоится вскоре после завершения сертификации новой силовой установки. (Aviation Explorer/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version