Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок: скандал с утечкой данных Facebook – чем это грозит рядовому пользователю, – анализ

Прогнозы впечатляют: Facebook в шаге от банкротства. Акции компании за сутки подешевели на $6 млрд., а штрафы могут составить и триллионы…

В сети ширятся сообщения с пугающими заголовками, мол, Facebook за пять минут станет банкротом, акции упали на $6 млрд. и так далее. Если разобраться, то все это отголоски скандалов с онлайн-вмешательством России во внутреннюю жизнь стран Запада и выходом Великобритании из Европейского союза.

На днях все это засияло новыми красками. Ведущие западные СМИ – New York Times, The Guardian CNN опубликовали собственные расследования о том, как компания Cambridge Analytica заполучила персональные данные 50 млн. пользователей Facebook и использовала их в предвыборной кампании Дональда Трампа. Чем обернется такое нарушение для Facebook, самого Трампа и мира в целом – судить не беремся, но в том, чего ожидать в ближайшее время пользователям самой популярной в мире социальной сети – стоит разобраться.

Так, как Cambridge Analytica смогла завладеть данными из аккаунтов Facebook около 50 млн. пользователей, преимущественно американского сегмента? Каждое из этих изданий имеет свою версию. По информации CNN, двое сотрудников компании Facebook – Александр Коган и Джозеф Канселлор – с помощью подставной фирмы “сливали” данные компании Cambridge Analytica.

Однако New York Times приводит другую версию. По ней, российско-американский ученый Александр Коган, доцент Санкт-Петербургского университета, создал приложение “thisisyourdigitallife”, якобы для исследовательских целей и изучал психологические портреты пользователей Facebook. Приложением пользовались до 300000 тыс. людей, но Когану поступали также данные из списка друзей этих пользователей. По приблизительным подсчетам, называется цифра в. 50 млн. аккаунтов. Мол, это было легально и с разрешения администрации Facebook. Но затем Коган передал все материалы, в том числе и о политических предпочтениях аудитории – компании Cambridge Analytica.

А дальше – все склоняются к тому, что результаты исследования Cambridge Analytica были использованы в предвыборной агитации Дональда Трампа на выборах 2016 г. Facebook, узнав об этом, выдвинул Cambridge Analytica требование: или удаляйте данные или мы пойдем в суд. В компании их заверили: данные удалены. Вдруг в марте 2018 г. Facebook осветил свою позицию в конфликте с Cambridge Analytica и Коганом в своем блоге, за день до публикации расследований западных изданий. Мол, если вы не удалите “похищенные” персональные данные – готовьтесь к судам. Но это общество не успокоило, а наоборот, вызвало новую мощную волну скандала.

Для кого были украдены эти данные? В первую очередь, для штаба Дональда Трампа, заказавшего услуги Cambridge Analytica во время предвыборной компании. Но не только. По информации The Guardian, Коган работал не только на Cambridge Analytica. Также он получал гранты от российского правительства на исследования предпочтений пользователей Facebook. Вот вам и вторая, очень заинтересована и еще больше скомпрометированная сторона – Россия.

Вина Facebook сомнениям не подлежит – компания не смогла обеспечить защиту персональных данных пользователей. На днях появилась информация, что Федеральная торговая комиссия США может оштрафовать Facebook, если окажется, что компания нарушила правила приватности. Сумма штрафа – колоссальная: до $40000 за каждого “украденного” пользователя. Если умножить это на 50 млн., получится $2 трлн. Отсюда и разговоры о банкротстве, ведь капитализация Facebook – намного ниже.

Впрочем, эксперты сходятся во мнении, что сценарий, по которому Facebook будет платить этот огромный штраф – не относится к реальным. Тем более, не может идти речь и о банкротстве. В частности, эксперт “Института демократии им. Пилипа Орлика”Сергей Рачинский отмечает, что этот скандал возник не на рынке, а в политической сфере, поэтому штрафов удастся избежать. “Политики считают Facebook мощным инструментом в политической борьбе. Именно поэтому они его боятся. Это опасение и вызвало такую негативную реакцию политической среды США. Доведут ли они компанию до банкротства? Скорее всего, нет. Но давление на компанию и на Марка Цукерберга лично будет усиливаться”, – считает Сергей Рачинский.

Сергей Быков, эксперт Института публичной политики и консалтинга “Инполит”, комментируя возможные последствия этого скандала для Facebook, не видит причин для беспокойства, хотя считает, что менеджмент соцсети должен вынести для себя урок. “Падение стоимости акций Facebook создаст условия для их продажи и убытков акционеров. В дальнейшем, если Facebook не пересмотрит свою политику, он рискует потерять около 10% пользователей в мире”, – считает эксперт.

Руководитель digital-направления коммуникационного агентства Friends of Brands Александр Буянкин также утверждает, что репутация Facebook после скандала пошатнется. “Facebook не единственная соцсеть в мире. Из-за ущерба репутации может начаться миграция аудитории в другие социальные сети или мессенджеры. Тот же Telegram построил свою маркетинговую кампанию на заверении аудитории в гарантированной безопасности частных данных. Хотя бы одно решение суда, которое подтвердит незаконность передачи данных от Facebook, не только повалит уровень капитализации, но и лишит компанию Цукерберга “живых” денег из-за ухода рекламодателей на другие платформы. Крупнейшие из них даже не будут ждать миграции аудитории, их рекламные отделы прекратят работу с Facebook, чтобы самим избежать возможных репутационных потерь”, – предполагает эксперт.

“Однако есть нюанс у вины Facebook. Например, даже если доказать, что с помощью данных, которые собирает компания, россияне повлияли на ход президентской кампании Трампа или на решение по Brexit – это не нанесет компании непоправимый ущерб, скорее заинтересует других рекламодателей. Важно доказать, что данные были получены именно незаконно. В Штатах действует система “opt out”, то есть все данные пользователя по умолчанию доступны компании. Она может распоряжаться ими, например, продавать, если пользователь не запретил ей этого делать. Поэтому почти любой, кто с деньгами и интересом к таким данным, может их получить. Доказать вину Facebook в этих условиях будет сложно”, – резюмирует Александр Буянкин.

Скандал вокруг утечки персональных данных из Facebook еще не закончился, поэтому оценивать все последствия пока рано. Но эксперты считают, что Facebook в ближайшем будущем все дальше станет отходить от “политики”. “Facebook постарается избежать прямого конфликта с политической обстановкой в США, а значит, продолжит экспериментировать с алгоритмами формирования ленты новостей для пользователей. Последние изменения в пользу распространения “местных новостей” явно говорят о попытке социальной сети деполитизироваться”, – считает Сергей Рачинский.

“Для пользователей социальной сети текущая ситуация не будет иметь особого значения. Конечно, это влияет негативно на имидж компании. Но ведь миллиарды людей ежедневно пользуются Facebook не благодаря его имиджу, а благодаря функционалу! И это залог того, что текущая проблема не будет иметь серьезных долгосрочных последствий для Facebook”, – соглашается венчурный аналитик компании ILAG Вячеслав Фокин.

Украинский сегмент Facebook конфликт пока не затронул. Но это не значит, что не о чем волноваться, ведь схожую технологию могут использовать и против нас. “Не стоит забывать, что Украина на пороге выборов, а значит, как активные пользователи украинского Facebook, также можем оказаться “на радаре”, но уже местных “охотников” за общественным мнением. Например, недавно по Facebook “гуляла” информация о том, что была взломана база данных авиакомпании МАУ – то есть доступ к нашим данным под угрозой. Где взорвется – пока неизвестно, надо быть настороже”, – отмечает эксперт компании “Same & Friends” Алена Дальская.

“Для пользователей Facebook и других социальных сетей эта история должна стать поучительной: никто не защитит ваши данные, если вы сами не позаботитесь об этом. Вероятно, утечка произошла при прохождении пользователями теста на определение черт личности. Тесты все больше набирают популярности в сети. Пользователи охотно их проходят, чтобы узнать, “кем они были в прошлой жизни” и “на какую знаменитость похожи”, даже не подозревая, что в этот же момент их персональные данные пополняют огромные базы, представляющие изрядную ценность для маркетинговых и, как показала история с Cambridge Analytica, даже политических целей. Поэтому не стоит особо доверять подозрительным компаниям-производителям различных программ или приложений и действительно знакомиться с политикой защиты данных перед тем, как нажать “I agree”. А отсутствие любой политики защиты данных, когда вас даже не спрашивают согласие на их сбор, само по себе может сигнализировать о нежелательности работы с таким приложением”, – резюмирует Александр Мельник, юрист ЮФ “Василь Кисиль и Партнеры”.

Украинским пользователям Facebook нужно особенно тщательно следить за безопасностью своих персональных данных. Ведь они вскоре могут стать легкой добычей не только украинских политтехнологов, а, что опаснее, российских. И пренебрежение правилами безопасности может иметь тяжелые последствия не только для вас лично, но и для всей страны. (Укринформ/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version