Машиностроение Украины и мира

Украина: убытки от “еврономеров” превысили 40 млрд. грн. и продолжают расти, – анализ

Состоялось очередное заседание парламентского комитета по таможенной и налоговой политике, в повестке дня которого было и обсуждение закона о “еврономерах”. На заседание комитета пригласили и активистов, которые отстаивают права пользователей таких авто. Но как оказалось, текста закона они еще не видели, и воспринимали информацию лишь со слов. Судя по развитию событий, проблема с “евробляхами” еще очень далека от решения. О каком-то компромиссе там вообще еще рано говорить.

А тем временем, поставка таких авто превращается в большой бизнес с хорошими оборотами, который к тому же наносит огромный ущерб Украине.

Прошлый раз мы уже рассказывали, что прямо или косвенно, но “еврономера” повлияли на расстановку сил на автомобильном рынке, что вылилось в недополучение минимум 19 млрд. грн. налоговых поступлений за 2017 г. За неполные 3 месяца 2018 г. убытки госбюджета от импорта в Украину автомобилей на так называемых, “евробляхах”, составили еще почти 5 млрд. грн. Подчеркиваем, это не налоги, которые якобы должны были уплатить с “евроблях”, а недополученные налоговые отчисления с других сегментов автобизнеса, на которые повлияли “еврономера”. Кому интересно, читайте об этом отдельную статью.

А ведь есть еще и косвенные потери, среди которых, сокращение спроса на новые автомобили бюджетного сегмента и практически полностью убитый спрос на продукцию отечественного автопрома и его предприятий-поставщиков, которые также платили налоги.

О том, что импорт в Украину автомобилей на иностранной регистрации, это – уже далеко не сиюминутный общественный порыв в сторону доступных авто, а хорошо организованный крупный бизнес, сообщили недавно Nowiny24.

17 поляков, проживающих в Перемышле и округе, оформили на себя 12,5 тыс. автомобилей из 14,5 тыс. авто, вообще зарегистрированных в регионе. Как удалось выяснить, граждане Польши регистрируют на себя автомобили, а после вписывают в качестве совладельцев украинцев. За подобные услуги они получают от желающих приобрести авто “на польских бляхах” от 100 до 500 злотых за один автомобиль. То есть часть прибыли от бизнеса по ввозу таких автомобилей оседает в Польше. И это не маленькая сумма. К примеру, те же 17 поляков получили за свои услуги примерно $1 млн. А сколько еще таких поляков? И сколько еще фирм, в Литве, Польше, на которые регистрируют такие авто? Но, разумеется, основные доходы с такой схемы получают не в Польше, Литве или Молдове. И чем дольше длится эта эпопея с “согласованием закона”, тем больше доходов получают все участники. Поэтому скорого решения ждать не следует.

Глава комитета ВР Нина Южанина предложила так называемый молдавский вариант решения вопроса с “еврономерами”, а также озвучила вариант льготной “растаможки” авто для тех, кто имел официальный доход и платил налоги. Но неизменная позиция, на которой настаивают депутаты – это полное прекращение ввоза таких авто с момента принятия закона. Судя по видео по итогам встречи, этот вариант не устроил другую сторону. Переговоры продолжатся.

Главный барьер о который разбиваются все предложения – это высокие ставки на таможенное оформление б/у автомобилей. А использование автомобилей с иностранной регистрацией позволяет украинцам избежать уплаты таможенных сборов за ввезенную машину. Разумеется, авто без единого налога всегда будет дешевле, чем любой официальный автомобиль или легально растаможенный автомобиль. Но не только в этом причина. Например, на электромобили с 2018 г. отменены все налоги: нет пошлины, нет акциза, нет НДС. Казалось, бы, вот он – компромисс: вывози “евробляху” и спокойно заезжай в страну на электромобиле вообще без налогов и получай украинский номерной знак. Но увы, поток “евроблях” и дальше не ослабевает.

А это еще 5 млрд. грн. недополученных налогов, которые бюджет страны уже потерял только с начала нынешнего года. Для сравнения: в государственном бюджете Украины на этот 2018 г., на приобретение медикаментов и лечебного питания для пенсионеров и малообеспеченных предусмотрена сумма в 5,9 млрд. грн. А на повышение зарплаты учителям – 6,7 млрд. грн. На функционирование фонда энергоэффективности и программу энергосбережения – 2 млрд. грн. На поддержку угольной отрасли – 2,9 млрд. грн.

Конечно, все прекрасно понимают, что часть покупателей авто на “еврономерах” пошла на такую схему от безысходности и невозможности купить себе авто по доступной цене. Но далеко не все. На сайтах по пригону подобных авто, да и на улицах, уже нередко можно встретить BMW X5, и Audi Q7, и Mercedes-Benz G-Class, и Jaguar, и другие “сиротские” авто, которые покупают от “безысходности и безденежья”. То есть – “бляховоды” осваивают все новые и новые сегменты рынка. И скоро начнут серьезно влиять на продажи новых автомобилей не только бюджетного, но и среднего и премиального класса. И фактически – вымывать все деньги из цивилизованного авторынка.

Но эпопея с “легализацией еврономеров”, похоже, выгодна обеим сторонам. Иначе как объяснить, что ровно 2 года назад тогдашний премьер-министр Украины Арсений Яценюк дал поручение министру инфраструктуры Андрею Пивоварскому внести изменения в правила нахождения иностранных автомобилей на территории Украины. И навести порядок в этом вопросе. И с тех пор “воз и ныне там”.

Если принять во внимание, что по различным оценкам недополученные поступления в бюджет от бесконтрольного ввоза авто на еврономерах только за прошлый год составил больше 19 млрд. грн., то за 2 года эта сумма достигает около 40 млрд. грн. Опять же для сравнения: в бюджете-2018 весь дорожный фонд составляет – 32 млрд. грн. Именно такую сумму государство намерено потратить на ремонт дорог по всей стране за целый год. Не многовато ли убытков? (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version