Машиностроение Украины и мира

Украина: спрос на электромобили может упереться в зарядную инфраструктуру, – анализ

На этой неделе одна из сетей АЗС сделала зарядку электрокаров платной. Это явный намек, что романтический период закончился и теперь все только “за деньги”. Auto-Consulting выяснил, сколько стоит обзавестись собственной зарядной станцией, и насколько это выгодно.

Всем владельцам электромобилей хорошо известны существующие в нашей стране проблемы с зарядными станциями. Во-первых, их недостаточно. Во-вторых, многие из этих станций далеко не всем подходят, и только некоторые обеспечивают быструю и качественную зарядку.

Что значит качественную? По мнению специалистов, если зарядная станция (ЗС) не “понимает” интерфейс электромобиля, помимо скорости зарядки это может повлиять и на срок службы аккумуляторных батарей.

Поэтому, некоторые импортеры стали понемногу развивать собственные сети ЗС.

На проходившей недавно выставке Plug-In Ukraine корреспондент Auto-Consulting ознакомился с представленными в Украине типами ЗС.

Особенно, корреспондента Auto-Consulting заинтересовали отечественные разработки. Если заработают законопроекты по стратегическому развитию электротранспорта в Украине, у них – хорошие перспективы.

Представители компании Sky Well декларируют, что их ЗС заряжают Nissan Leaf до 100% за 30 минут. Nissan Leaf специально взят для примера, для удобства сравнения, и как самый популярный подержанный электрокар у нас в стране.

Станция Electro UA рассчитана на 3 автомобиля, которым до полной зарядки необходимо 3 часа. Стоимость такой ЗС – около $1500. И, как говорят представители компании, если поставить эту ЗС на своей земле, то можно зарабатывать.

В компании VLS рассчитывают на юридических лиц. Здесь предлагают ЗС на 2 поста. Один -быстрый, который заряжает Leaf за 15 мин. Другой – обычный, со временем зарядки 3 часа. Стоимость полной зарядки Leaf – от 120 грн. Цена вопроса (самой ЗС) – 3 тыс. евро.

Несколько более продвинуты ЗС CHA de Mo. Они на 3 поста и имеют умный модуль, который позволяет подключаться и оплачивать зарядку со смартфона. Тут доступны разные тарифные модели. В том числе с такой ЗС можно продавать электроэнергию. Тариф – около 2 грн. минута зарядки.

В ЗС Octa Energy – дизайн, платы и корпуса украинской разработки. Это станции второго уровня – не супербыстрые. Полная зарядка Leaf займет около 3 часов. Тут есть карточный доступ для общественных парковок. Стоимость ЗС на 1 порт – около $500. Эта ЗС получила сертификат Renault и допущена производителем заряжать ZOE.

ЗС Toka имеют различные разъемы и под 3 фазы, и под американский стандарт. Эти ЗС есть в Киеве и Одессе, всего их около 60. Цена зарядки на них – 5,85 грн./кВт, 4,85 грн./кВт и ночной тариф – 3,85 грн./кВт. Соответственно, зарядка Nissan Leaf на 24 кВт обойдется от 92 до 140 грн. и займет около 3-х часов времени. Пользователи имеют возможность скачать на смартфон мобильное приложение, которое показывает не только где ближайшая ЗС, но и свободна ли она. Стоимость такой станции – $1500. Сертифицирована Renault.

Рекомендованы для сертификации специалистами Renault и запорожские ЗС Elecar. Они заряжают Leaf примерно за 3 часа. Тут есть возможность использовать запатентованный платежный счет с QR-кодом и отслеживать свои платежи в личном кабинете. А если надо срочно уехать, программа пересчитывает реальную зарядку, и возвращает деньги.

Если у вас нет зарядной станции дома или возле офиса, рассчитывать только на общественные в данный момент уже не приходится. Как правило, они постоянно заняты. Это показатель того, что зарядная инфраструктура уже отстает от парка электроавто.

И сегодня зарядка – это уже не бесплатно, с перспективой, что завтра будет еще дороже. Разговоры о том, что можно приобрести и установить собственную ЗС, и зарабатывать на зарядке электромобилей соседей, тоже требуют определенной степени коррекции. Во-первых, это сделать можно не везде. Большинство локальных электросетей по нагрузкам не рассчитаны на обслуживание быстрых станций. Чтобы решить эту проблему, надо заключать договор с энергогенерирующими компаниями, прокладывать отдельную линию и вложить немалые средства. А эффективных ЗС, которые работают от солнечной энергии, пока нет.

Еще один аспект – это неизбежный рост стоимости зарядки. Как и нефтяное топливо, стоимость зарядки электромобилей на коммерческих ЗС уже начала расти. И хотя плата за зарядку электрокаров в Украине пока не велика, это может охладит пыл и уменьшит решимость приобрести электромобиль у многих любителей природы. Ведь что бы ни говорили об охране окружающей среды, на первом месте все равно остается экономическая целесообразность.

Отметим, что тот бум на рынке электромобилей, который сейчас мы наблюдаем, со временем приведет и к росту зарядной инфраструктуры. Кстати, Auto-Consulting хотел бы обратить внимание, что судя по всему льготы по НДС и акцизу на электромобили в 2019 г. продлевать не планируют. По крайней мере, таких преференций для поклонников электрокаров в Кабминовских законопроектах о развитии рынка электротранспорта больше не значатся. Так что, все, кто хотел купить себе электромобиль, могут это сделать без налогов лишь в 2018 г. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version