Машиностроение Украины и мира

Машиностроение Таджикистана

Машиностроение Таджикистана создано во времена бывшего СССР для обеспечения потребностей республики и других среднеазиатских республик. Предприятия машиностроения в Душанбе, Кулябе, Худжанде и Канибадаме производили машины и запчасти для сельского хозяйства.

Последнее время для уличного освещения используются специальные энергосберегающие источники света. При этом стоимость уличного освещения значительно снижается, потому что наружные LED-светильники позволяют не только экономить электроэнергию, но они долговечны и обладают широким диапазоном рабочих температур.

В результате развития в 70-80-х гг. машиностроительной промышленности, Таджикистан стал вывозить в другие экономические районы страны ткацкие станки, нефтеаппаратуру, кабельные изделия, трансформаторы и т.д.
Так, ткацкие станки поставлялись предприятием текстильной промышленности РСФСР, и Узбекской ССР, запасные части к тракторам и автомобилям, вентиля и клапаны для нефтедобывающей и газовой промышленности – во все союзные республики; силовые трансформаторы – на Украину, в Белоруссию, Грузию, Азербайджан, Литву, Эстонию, Молдавию; электронные – во все республики Закавказья, Казахстан.
В 70-80-е гг. В Таджикистане более высокими темпами развивались цветная металлургия, химическая промышленность, численность занятых в них возросла в несколько раз, в то же время легкая и пищевая промышленность, машиностроение и металлообработка развивалась медленнее, т.е. проблема вовлечения трудовых ресурсов в общественное производство не было решена.
На первый взгляд, развитие и размещение в Таджикистане таких отраслей промышленности, как химическая и алюминиевая, серьезно повлияли на уровень экономического роста и появлении качественно нового отряда рабочих-металлургов. Но решения экономических проблем и защита социальных интересов республики, таких как, проблема занятости населения должна была решаться не только созданием крупных промышленных гигантов, а именно улучшением показателя трудоемкости. Развитие крупных производств можно было обеспечить за счет строительства трудоемких, фондо-землесберегающих машиностроительных предприятий. В этом отношении было наиболее предпочтительно из традиционных производств развивать предприятия, выпускающие оборудования для легкой и пищевой промышленности и комплектующие изделия для сельскохозяйственной техники, а из новых целесообразно размещение высокотрудоемких сборочных машиностроительных предприятий электротехнического, приборостроительного и радиотехнического направления, выпускающих продукцию межрайонного значения. Однако, развитие и размещение этих производств в республике, как считалось якобы некоторыми специалистами, затруднено, в связи с отсутствием высококвалифицированных кадров, сложностью технологического процесса и т.д. Следует подчеркнуть особо, то что, в силу массового и поточного производства на предприятиях этих отраслей распространено узкофункциональное разделение труда, производство сложной продукции разделялся бы на простейшие операции, требующие умения выполнять лишь отдельные из них. В условиях всеобщего среднего образования и ускорения профессионально-технической подготовки, большого притока трудоспособного населения и остроты решения проблемы его занятости, развитие указанных высокотрудоемких производств в Таджикистане больше всего соответствовало бы требованию времени, чем развитие высокофондоэнергоемких производств, существенно воздействующих на окружающую среду в густонаселенном районе.

С другой стороны не на должном уровне использовались и уже имеющиеся производственные мощности. Поэтому руководство правительства Таджикистана не раз указывало на то, что местные органы, добиваясь открытия на своей территории филиалов предприятий, порой забывают позаботиться о подготовке для них квалифицированных рабочих кадров. На многих предприятиях, где можно было бы организовать работу в две смены, оборудование даже в одну смену не было загружено полностью.
Наиболее быстрый прирост мощностей, а также улучшение их использования можно было получить за счет технического перевооружения действующих предприятий, рационального использования оборудования. Но эти вопросы решались неудовлетворительно.
По-прежнему низким оставался коэффициент сменности станочного парка в машиностроении, где он в середине 80-х гг. составлял 1,3. Практически в одну смену работали оборудование и механизмы в строительстве, плохо использовался подвижной состав на транспорте. (tajik-gateway.org/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version