Машиностроение Украины и мира

Украина: в Союзе промышленников и предпринимателей искали пути, как спасти автопром, – анализ

В украинском Союзе промышленников и предпринимателей состоялся круглый стол “Автопроизводство в Украине на грани исчезновения. Срочные меры по спасению отрасли”, на котором участники попытались сформулировать первоочередные шаги для возобновления производства автомобилей в Украине. Вот только поможет ли это?, пока рано говорить. Побывал на этом заседании и корреспондент Auto-Consulting.

Нынешний круглый стол собрал довольно представительный состав. Кроме главы УСПП Анатолия Кинаха, на обсуждение необходимых шагов по возрождению украинского автопрома пришел глава комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк, топ-менеджеры корпорации “УкрАвто”, завода “Еврокар”, корпорации “Эталон”, ассоциации “Укравтопром”, Федерации работодателей автомобильной отрасли. Приехал в Киев рассказать об опыте привлечения инвесторов и первый заместитель Львовской ОГА Ростислав Замлинский.

Диагноз – уничтожен. Вначале выступавшие поставили диагноз состоянию украинского автопрома – фактическая смерть. И началось это не вчера. По мнению, президента ассоциации “Укравтопром” Михаила Резника, первый удар по доверию инвесторов к отрасли произошел в 2005 г., когда досрочно были анулированы преференции в рамках закона “О стимулировании автомобильного производства”. Затем, в 2008 г. были в 2,5 раза снижены защитные меры на авторынке, а отечественным производителям даже не дали времени подготовиться. И если в 2008 г. в Украине выпускалось 401599 автомобилей, а экспортировалось более 77 тыс. авто, то в 2017 г. все автопредприятия едва выпустили 7296 транспортных средств, а на экспорт было отгружено считанные единицы (417 шт.).

И если в 2008 г. автомобильная промышленность формировала 4% ВВП и принесла $900 млн. налоговых поступлений, а с учетом предприятий-смежников – $1,5 млрд., то сейчас этого всего нет. Мощные предприятия, в которые было инвестировано порядка $1 млрд. простаивают или работают на 2% своей мощности. За это время число рабочих мест в автопроме сократилось с 37 тыс. в 2008 г. до 8 тыс. человек. Но самое страшное, что и дальше эта тенденция продолжается. Уже безвозвратно потеряны ЛАЗ и КМЗ, прекратилась сборка авто на Кременчугском автосборочном заводе (КрАСЗ) и Ильичевском заводе автоагрегатов. Но на грани банкротства оказался и наш флагман – ЗАЗ.

Анатолий Кинах указал на опасную тенденцию деиндустриализации украинской экономики. “Мы видим, что идет планомерная работа по превращению Украины в государство с аграрно-сырьевой экономикой. Уже сейчас доля агросектора достигает 43% ВВП. С одной стороны мы рады успехам аграриев, но с другой стороны, мы ведь продаем свою сырьевую агропродукцию, а 80% компонентов, необходимых для ее производства (удобрений, сельхозтехники, топлива) затем импортируем. Это не только не разумно, но и рискованно. Мы должны все это производить здесь. И мы можем это все производить. А автопром может стать локомотивом возрождения экономики”, – подчеркнул Анатолий Кинах.

А есть ли перспективы? Глава Федерации работодателей автомобильной отрасли Олег Боярин констатировал, что уже лет 10 обсуждаются одни и те же вопросы. Не нужно ничего придумывать, нужно поднимать промышленность. Этот путь проходили во всем мире. Но в Украине не просто кризис, а кризис системного государственного управления. Нужно требовать от чиновников какой-то стратегии, иначе люди или отсюда уедут или просто вымрут.

К сожалению, автопром стал жертвой популизма в Украине. И даже сейчас мы наблюдаем абсурдную ситуацию, когда люди, которые не хотят платить вообще никакие налоги при импорте автомобилей, собирают комитеты Верховной Рады и выбивают себе амнистию. В это же время, автопром должен платить налоги в полном объеме.

Но, по мнению Олега Боярина у Украины пока еще есть шанс стать успешной страной в новом инновационном автопроме, который зарождается сейчас в мире. Инвестиции в выпуск электромобилей сейчас уже исчисляются миллиардами долларов. Мы можем их получить, только для этого нужно создать условия.

Президент ассоциации “Укравтопром” Михаил Резник также считает, что еще не все потеряно. Мировое автопроизводство в 2017 г. достигло 94 млн. штук, а в перспективе в мире будут выпускать 110 млн. авто. Для Украины есть место. А у нас уже есть мощности для выпуска 400 тыс. автомобилей в год, нужно только создать условия, чтобы производство заработало.

Первые шаги. Что делает Верховная Рада. В Верховной Раде также есть депутаты, которые обеспокоены уничтожением автопромышленности в Украине. В частности глава комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк озвучил четыре первоочередные инициативы, которые уже в ближайшее время могут заработать. Это:

  1. Закон “Покупай украинское, плати украинцам” о преференциях для украинских производителей при бюджетных закупках. Закон прошел первое чтение.
  2. Создание экспортно-кредитного агентства, которое позволит продвинуть экспорт украинских товаров на внешних рынках. Это агентство Правительство должно было создать еще год назад, но до сих пор саботирует этот процесс.
  3. На выходе пакет законов “об индустриальных парках”, которые сделают нашу продукцию конкурентоспособной.
  4. Необходим также закон о бесплатном присоединении к инженерным сетям. Речь идет об электрических сетях, водоснабжении, канализации и т.п. Такой шаг позволит сделать инвестиции в украинскую экономику понятными и прогнозируемыми.

Кроме того, Виктор Галасюк считает, что необходим пересмотр пошлин, чтобы сделать их выгодными для украинских производителей. Причем не только автомобильных, но и в других отраслях.

Нам нужна не только либерализация таможенных пошлин, а система, по которой выгодно ввезти в Украину сырье, а вывезти готовую продукцию. Сейчас ситуация обратная. Так, согласно правилам Всемирной торговой организации (ВТО), условия должны быть равными, однако равными среди стран-конкурентов. Если у них есть протекционистские условия; нет контрабанды и дешевые кредиты, то наши производители совсем в других условиях. Например, Польша при вступлении в Евросоюз не только сохранила свободные экономические зоны на своей территории, но и увеличили их после вхождение в ЕС.

Поэтому в нашем комитете на финишной прямой – пакет законодательства по “индустриальных” парков, который сделает нашу экономику конкурентоспособной со странами-соседями. Мы уже добились нормы в бюджете о рассрочке НДС на два года при ввозе оборудования в Украине. На очереди – принятие Закона о бесплатном подключении к инженерным сетям, который позволит убрать коррупцию в этой сфере и снимает барьеры на вход новых предприятий в Украине.

Кроме того, необходимо обеспечить доступ украинских к рынкам сбыта. Для этого уже принят закон и должен быть создан Экспортно-кредитное агентства, создание которого правительство уже просрочил более чем на год. Оно позволит удешевить финансирование экспорта из Украины.

Кроме того, надо принять законопроект, аналогичный американскому “Покупай Украинское – плати за украинское”. Мы предлагаем 11%-ное ценовое преимущество в государственных закупках отечественных товаров. Все эти инструменты полностью согласуются с ВТО и Евросоюзом. Мы убеждены, что евроинтеграция – это создание рабочих мест в Украине, а не наоборот” – резюмировал Виктор Галасюк.

Анатолий Кинах отметил, что Украина должна активнее защищать интересы своих производителей на своем и внешних рынках. И, к сожалению, в Министерстве экономики ответственные чиновники либо не понимают, либо специально саботируют этот процесс. К примеру, Беларусь отказалась признавать сертификат СТ-1 украинских производителей даже на ранее проданные туда автомобили. А в то же время, белорусские автобусы и грузовики участвуют в наших тендерах госзакупок. У нас даже российские автобусы до сих пор покупают за средства бюджета!

Есть план. Участники круглого стола сошлись во мнении, что возрождать автомобильную промышленность необходимо, а для ее спасения необходимо срочно принимать антикризисные меры. Какие? Денег украинский автопром не просит. Тут нужен целый комплекс усилий законодателей, Кабмина и министерств, которые, в конечном итоге, могут привести к появлению в Украине современных автопроизводств.

Верховной Рада может помочь путем принятия законов “об индустриальных парках”, о присоединении к инженерным сетям, закупки автомобильной техники за бюджетные средства у отечественных производителей, о стимулировании развития отрасли электрического транспорта в Украине (проект №”8159 от 19.03.2018 г.), а также ликвидировать 1акцизный налог на кузова автомобилей при промышленной сборке. Также автопром будет инициировать отдельный закон “О стимулировании производства экологического транспорта и его компонентов в Украине” и закон “О создании автомобильного кластера”.

Кабинет Министров по мнению участников круглого стола должен предусмотреть средства для создания Экспортно-кредитного агентства, принять концепцию развития автомобильной промышленности, а также разработать программу предотвращения трудовой миграции за границу и возобновлению в Украине профессионально-технического образования с акцентом на подготовку кадров для автомобильной отрасли. Также Кабмин может внести в перечень товаров для промышленной сборки компоненты электромобилей и сельскохозяйственной техники.

Министерство экономического развития и торговли должно уже сейчас начать переговоры с ЕС о либерализации пошлин на автомобили, изготовленные в Украине.

Поможет ли это? Как видим, план действий есть. Он довольно обширный и может растянуться не на один год. Но этот план вполне реалистичный и при желании его можно пройти за один год. Понятно, что украинскому автопрому нужно прорываться на рынок ЕС, и тогда он сразу становится интересным для инвесторов. Создать условия для их прихода в рамках автомобильного кластера – тоже вполне достижимо. И это не ущемляет интересы других участников авторынка.

Отметим, что автопром уже изначально стремится перейти на выпуск электромобилей и под этого пытается создать законодательную базу. Так, что перезапуск вполне может и состоятся. Разумеется, если в “верхах” захотят услышать производственников. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version