Машиностроение Украины и мира

Что такое казахстанское машиностроение и что с ним происходило в последние годы – 2

В актуальной теме модернизации казахстанской экономики одним из важнейших направлений традиционно является ее диверсификация. О ней говорится давно, между тем процесс этот идет довольно противоречиво, и в структуре нашей экономики по-прежнему преобладают добыча и экспорт сырья. Какова ситуация и перспективы в одном из базовых направлений диверсификации — машиностроении? Об этом мы беседуем с известным экспертом, заместителем председателя комитета машиностроения и металлообработки национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Павлом Беклемишевым.
Самую разную запорную арматуру – шаровые краны, сетчатые фильтры, соленоидные, пластиковые, латунные, чугунные, клапаны, фитинги – вы можете приобрести в компании «Москлапан», надежном поставщике качественной трубной арматуры. Подробнее о ее услугах смотрите на сайте компании.
— Но ведь это, по сути, были ремонтные мастерские?
— Нет, это были довольно серьезные производства, в отдельных случаях с литейным и кузнечным участками. Как и многие машинно-тракторные станции, даже на уровне районов. Они зачастую были диверсифицированы и способны делать и запчасти, и сборку, и изготавливать отдельные узлы. Было и автомобильное машиностроение: по сути, в каждом регионе были предприятия по техобслуживанию автомобилей КАМАЗ и ЗИЛ. Да, они не производили новые автомобили, но делали их капитальный ремонт, выпуская кучу запчастей. По глубине переработки и местному содержанию они были намного более насыщенными, чем сегодняшние автосборочные предприятия в Казахстане.
Сегодня сфера транспортного машиностроения получила серьезное внимание и поддержку со стороны государства: известно твердое мнение главы государства, что транзитный потенциал Казахстана, в том числе железнодорожный, надо использовать. Здесь в первую очередь можно упомянуть локомотивосборочный завод, совместное с «Дженерал Электрик» предприятие в Астане. Там локализация составляет 32 процента, для такого производства это серьезно.
— Но появлялись сообщения, что у этого предприятия далеко не все в порядке в плане реализации продукции…
— Да, у него сегодня есть сложности с загрузкой, со сбытом, но в целом это состоявшееся предприятие, поставляющее в том числе локомотивы нашим южным соседям. Завод ЗИКСТО в Петропавловске освоил и расширяет номенклатуру производства железнодорожных вагонов. В Экибастузе сейчас разворачивается серьезное предприятие «Проммашкомплект». Они начали с выпуска железнодорожных стрелочных переводов, потом — механическую обработку колесных пар, сейчас намерены освоить изготовление заготовок методом горячего прессования. На железнодорожников работает Степногорский подшипниковый завод. Также можно назвать и производство поездов «Тальго». То есть, оттолкнувшись от ремонтных мастерских и депо, мы в Казахстане вышли уже на серьезное производство в транспортном машиностроении.
Пятое направление — это электротехническое машиностроение. Тут есть четкий лидер в лице «Алагеум электрик», который вырос на базе Кентауского трансформаторного завода. В советское время это было производство простых трансформаторов, которое сегодня поднялось на достаточно высокий уровень. Чем интересно это направление в рамках широкой экономической тематики? Оно может в значительной степени базироваться на казахстанском сырье. Это медь, алюминий, электротехническая сталь, которую может делать «АрселорМиттал Темиртау». А рынком может быть не только Казахстан, но и наши соседи по Центральной Азии, хотя «Алагеум электрик» уже прорвался и на российский рынок. Специфика электротехнического машиностроения еще и в том, что многое можно выпускать на средних и даже малых предприятиях, что позволяет двигаться вперед. (mk-kz.kz/Машиностроение Украины и мира)
(Продолжение. Окончание следует)

Exit mobile version