В наше время машиностроение служит основой экономики любой страны и играет решающую роль в создании материально-технической базы хозяйства. В современных условиях ему принадлежит исключительно важная роль в ускорении научно-технического прогресса. Выпуская средства производства для разных отраслей народного хозяйства, машиностроение обеспечивает комплексную механизацию и автоматизацию производства.
В экономически развитых странах на долю машиностроительных производств приходится от 30 до 50% общего объема выпуска промышленной продукции (в Германии – 53,6%, Японии – 51,5%, Англии – 39,6%, Италии – 36,4%, Китае – 35,2%). Это обеспечивает техническое перевооружение всей промышленности каждые 8-10 лет. При этом доля продукции машиностроения в ВВП стран Евросоюза составляет 36-45%, в США – 10%, в России машиностроение обеспечивает 18% ВВП.
После развала СССР украинское машиностроение прошло вместе с экономикой страны через все этапы кризиса, через все проводившиеся над промышленностью рыночные эксперименты. Главная причина кризиса данной отрасли в странах СНГ – раз¬рыв единого машиностроительного комплекса бывшего СССР. Его дробление способствовало тому, что машиностроение было существенно потеснено крупными зарубежными корпорациями как на внутреннем, так и на внешних рынках, особенно в наукоемком секторе.
Постепенно ʺоживатьʺ отечественное машиностроение начало лишь в конце 90-х – начале 2000-х годов. Не в последнюю очередь это произошло благодаря эксперименту, проведенному на предприятиях ГМК в 1999-2002 годах. В соответствии с Законом Украины от 14.07.1999 г. № 934-XIV ʺО проведении экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургического комплекса Украиныʺ (действовал с 01.07.1999 г. по 01.01.2002 г.) для многих предприятий ГМК были созданы условия для преодоления кризисного состояния отрасли: реструктуризация предприятий, вывод неэффективных мощностей, стимулирование инвестиционной и инновационной деятельности, выпуск конкурентоспособной продукции и создание рабочих мест. Как результат, метпредприятия существенно увеличили инвестиции в перевооружение своих производственных мощностей, предъявляя спрос, в том числе, и на продукцию отечественного машиностроения. (minprom.ua/Машиностроение Украины и мира)
(Начало. Продолжение следует)