Машиностроение Украины и мира

США: частные компании уговаривают взять на себя эксплуатацию МКС, – анализ

Американское космическое ведомство – NASA обсуждает с рядом иностранных компаний возможность сформирования консорциума, который взял бы на себя управление Международной космической станцией (МКС) и все сопутствующие затраты. Об этом сообщил в обнародованном во вторник интервью газете Washington Post новый директор NASA Джеймс Брайденстайн. Он приступил к исполнению своих обязанностей 23 апреля.

По его словам, МКС можно было бы превратить в коммерческую лабораторию. “Есть заинтересованные лица, которые могли бы осуществлять управление станцией на коммерческой основе. Я говорил с руководителями многих крупных корпораций, которые заинтересованы в участии в этом (проекте) в рамках консорциума”, – отметил Брайденстайн. Он отказался назвать эти компании.

Как подчеркивает газета, “трудно сказать, кто может взять на себя решение всех задач, связанных с функционированием МКС, которая обходится только NASA примерно в $3-4 млрд. в год и управляется совместно международными партнерами, в том числе США, Россией, Японией, Канадой и Европейским космическим агентством”.

США израсходовали на проект МКС в общей сложности почти $100 млрд. Строительство станции на орбите началось 20 ноября 1998 г. И сейчас ее масса составляет 450-470 т (в зависимости от количества пристыкованных к ней кораблей), длина – 73 м (с ферменными конструкциями), ширина – около 60 м, высота – почти 30 м. На борту МКС может работать экипаж до шести человек.

Первоначально планировалось завершить ее эксплуатацию в 2015-2016 гг. В ноябре 2014 г. на встрече в Париже страны-участницы проекта договорились использовать станцию до 2020 г., а затем изменили эти сроки еще раз – как минимум до 2024 г.

Американские специалисты неоднократно говорили, что рассматривают МКС как важнейшую научную и техническую платформу, в том числе для подготовки пилотируемого полета на Марс, который предполагается осуществить в середине 2030-х годов. В то же время в США уже не первый год обсуждается вопрос о том, можно ли будет передать финансирование программы МКС в частные руки, в том числе из соображений экономии госсредств.

В феврале администрация президента Дональда Трампа обнародовала проект федерального бюджета страны на 2019 финансовый год, который начнется 1 октября, указав в нем, что хотела бы “завершить прямое финансирование МКС к 2025 г. и предоставить $150 млн.” на начало реализации программы, поощряющей участие частных фирм в освоении космоса.

Эта идея не понравилась многим американским законодателям и экспертам. Так, глава подкомитета по космосу комитета по торговле, науке и транспорту Сената Конгресса США Тед Круз на слушаниях 16 мая сначала добился от заместителя директора NASA Уильяма Герстейнмайера признания, что МКС вполне можно эксплуатировать до начала 2029 г. А потом потребовал от космического ведомства “планировать выделение средств на станцию” по меньшей мере до 2028 г.

Генеральный инспектор NASA Пол Мартин на тех же слушаниях выразил мнение, что “текущий план (администрации) по приватизации МКС – противоречивый и весьма спорный”. “Маловероятно, что частная организация или организации возьмут на себя покрытие ежегодных эксплуатационных расходов станции, которые в 2024 г. составят, по имеющимся сейчас оценкам, $1,2 млрд., – указал он. – Данное предприятие требует устойчивого спроса на такие виды деятельности на коммерческом рынке (с задействованием станции), как космический туризм, обслуживание спутников, производство товаров, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Но ни один такой вид спроса еще не материализовался”.

Ряд американских фирм вложил миллиарды долларов в проекты, связанные с МКС, в частности, с доставкой туда грузов и в перспективе астронавтов. С 2011 года, когда США списали свой флот шаттлов, NASA закупает у “Роскосмоса” места для своих астронавтов на кораблях “Союз”, для доставки же грузов сейчас использует корабли Cygnus компании Orbital ATK и Dragon производства SpaceX.

Ожидается, что в 2019 г. начнутся пилотируемые полеты, в том числе на МКС, кораблей, разработанных SpaceX и Boeing. Эти и другие компании рассчитывают на долгосрочное партнерство с NASA, предусматривающее контракты как на обслуживание МКС, так и на освоение дальнего космоса, а также колонизацию Луны и высадку экспедиций на Марс.

Брайденстайн в интервью назвал в качестве своих приоритетных задач возвращение американцев на Луну и использование отечественных ракет для доставки астронавтов на МКС.

В феврале 2017 г. NASA заключило соглашение с Boeing, позволяющее ведомству получить дополнительно пять мест на “Союзах” в 2017-2019 гг. Общая стоимость контракта – $373,5 млн. Boeing приобрел эти места у РКК “Энергия” в рамках урегулирования судебной тяжбы по поводу совместного проекта “Морской старт”.

“Важная задача – обеспечить, чтобы запуск американских ракет с американскими астронавтами снова осуществлялся с американской земли”, – заметил Брайденстайн.

Хотя NASA по требованию Конгресса и приостановило в апреле 2014 г. сотрудничество в освоении космоса с Россией в связи с событиями в Украине, это не коснулось МКС и поставок ракетных двигателей РД-180 и РД-181, используемых на американских ракетах Atlas V и Antares.

Что касается возвращения на спутник Земли, где американцы в последний раз побывали в декабре 1972 г., то NASA планирует на первом этапе построить на окололунной орбите станцию. Данный проект получил название Deep Space Gateway (“Врата в дальний космос”).

“Я встречался со многими руководителями космических ведомств со всего мира. И к этому проекту проявляется большой интерес, потому что многие страны хотят иметь возможность высадиться на поверхности Луны. И наша станция могла бы им помочь в этом, а они могли бы помочь нам. Данный проект позволит расширить партнерство, которое сложилось при строительстве на околоземной орбите МКС”, – сказал Брайденстайн.

Запуск первого модуля этой станции предполагается осуществить в 2021 г. или 2022 г., добавил он. (ТАСС/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version