Еще одним фактором, который может сыграть против отечественных сельхозпроизводителей, стала недавняя интеграция Украины в ВТО. Согласно обязательствам, Украина отменила ввозную пошлину на продукцию с/х машиностроения, что в перспективе снизит стоимость импорта на 5-10%.
Выдержать подобную конкуренцию украинским производителям сельхозтехники без поддержки государства нереально. Если развитие сельхозмашиностроения является для Украины приоритетом, необходимо создавать мощные корпорации с соответствующими госпреференциями.
В противном случае потери для украинской экономики могут быть колоссальными – более 15 млрд грн. – именно такую сумму, по прогнозам Минагрополитики, в краткосрочной перспективе аграрии потратят на обновление своих критически изношенных основных фондов.
Железнодорожное машиностроение, пожалуй, наиболее безболезненно (по сравнению с другими отраслями машиностроения) пережило кризис перестройки. Несмотря на то что за последние 10 лет в модернизации железнодорожного хозяйства имела место своеобразная ʺпаузаʺ, вызванная общим экономическим спадом, уменьшением государственного финансирования железной дороги, большинству отечественных предприятий удалось сохранить свой потенциал и высокую конкурентоспособность на рынке.
В советские времена грузовые и пассажирские вагоны производили около десяти заводов на весь СССР. При этом Уральский вагоностроительный завод, ныне АО ʺУралвагонзаводʺ (Нижний Тагил), и Мариупольское ПО ʺАзовмашʺ покрывали почти половину потребностей страны в вагонах, причем последнее было и остается фактическим монополистом в СНГ по производству цистерн.
В железнодорожном машиностроении крупнейшими предприятиями в Украине на сегодняшний день являются Крюковский вагоностроительный завод (Кременчуг, Полтавская обл.), ОАО ʺДнепровагонмашʺ, Стахановский вагоностроительный завод, производственное объединение ʺАзовмашʺ (ОАО ʺАзовʺ, Мариуполь) и холдинговая компания ʺЛугансктепловозʺ. Эти предприятия вполне способны обеспечить потребности всего железнодорожного хозяйства Украины и других стран СНГ.
Приятно отметить тот факт, что на Крюковском вагоностроительном заводе началось серийное производство пассажирских железнодорожных вагонов. До сих пор они изготавливались в виде опытных образцов. Однако учитывая перспективность и объемность данной ниши, межведомственная комиссия по пассажирским вагонам приняла решения о серийном производстве. Но “Укрзализныця” пока что не спешит заключать договора с отечественными производителями, предпочитая пассажирские вагоны российского производства. Впрочем, на заводе по этому поводу не особо расстраиваются, мотивируя это тем, что имеют достаточно заказов от железнодорожных ведомств других стран СНГ. (minprom.ua/Машиностроение Украины и мира)