Российская автомобильная “сказка” заканчивается. Инвестиционный бум по строительству автозаводов в РФ подошел к финалу, а теперь производителям, решившимся на промышленную сборку, предлагают локализовать еще и производство двигателей и КПП. Но даже тем, кто решился на такие инвестиции, льготы будут давать в ручном режиме. К примеру, Hyundai, подавший заявку на заключение нового специального инвестиционного контракта (СПИКа) и гарантировавший инвестиции в размере $400 млн. пока так и не получил ответа.
Напомним, что бум строительства автозаводов в РФ начался с 2005 г., после постановления о льготах при промышленной сборке. В результате этого, удалось привлечь почти 25 новых производств. Но сейчас Минпромторг и Минэкономразвития разрабатывают новый инвестиционный режим в автопроме – на смену соглашениям о промышленной сборке (льготные ввозные пошлины в обмен на локализацию и увеличение мощностей). Чиновники хотят и дальше допускать к программам господдержки только те компании, которые будет увеличивать локализацию машин. Основным условием может стать организация местного выпуска (или приобретение выпущенных в России) ключевых узлов, в том числе двигателей и трансмиссий.
Корейская компания Hyundai Motor подала документы на заключение специального инвестиционного контракта (спик; он дает допуск к господдержке в обмен на инвестиции) и планирует вложить в России около 27 млрд. руб.
Hyundai за три г. собирается построить в России завод двигателей мощностью 150000 шт. в год. На нем будут выпускаться 1,6-литровые моторы для всех четырех моделей завода в Санкт-Петербурге: седана Hyundai Solaris, седана Kia Rio, кросс-версии хетчбэка Kia Rio X-Line и кроссовера Hyundai Creta.
У Hyundai соглашение по промсборке истекает в декабре, и, чтобы не лишиться льгот, ей нужно подписать СПИК до этого момента. Но как оказалось, заявки на СПИКи были заморожены по поручению вице-премьера Дмитрия Козака, у которого возникли вопросы к прозрачности процедуры, а также на фоне подготовки правительством механизма СПИК 2.0. По данным источников, в августе в правительстве завершили анализ имевшихся заявок на СПИК во всех отраслях, кроме автопрома. Большинство из них не соответствовало формальным критериям, но несколько все же были одобрены. Заявки автоконцернов, среди которых Hyundai и Ford Sollers до сих пор заморожены.
Hyundai пришлось даже прибегнуть к помощи губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко. Он обратился к вице-премьеру Дмитрию Козаку с просьбой как можно скорее разрешить ситуацию с подписанием СПИКа Hyundai с правительством города и Минпромторгом.
“Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус” (завод Hyundai в РФ) уже просила Дмитрия Козака помочь с заключением СПИКа. Концерн, в частности, просил снизить требование об инвестировании в НИОКР 5% выручки до более реалистичного уровня. Но ответа пока не последовало.
Тем временем, корейская компания уже начала нервничать, ведь если соглашение не будет подписано, с 1 декабря она лишиться всех льгот в РФ, не смотря на внесенные инвестиции. В свою очередь, управляющий директор “Хенде Мотор СНГ” Алексей Калицев заявил порталу “Колеса.ru”, что в случае прекращения льгот Hyundai может вернуться к массовому импорту автомобилей в Россию.
Тот факт, что будущее распределение льгот, даже в замен на инвестиции, регулируется в ручном режиме, говорит о том, что РФ переходит к новому этапу автомобильной политики. Теперь Россия будет диктовать условия сохранения льгот автопроизводителям, решившимся инвестировать в ее экономику. Тот же Hyundai, с инвестициями под $1 млрд. должен сидеть под кабинетом и ждать решения “свыше”.
Автомобильная сказка в России закончилась. Наступили суровые будни. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)