Помимо этого, проблемами отечественной автомобильной промышленности являются:
1) низкое качество металла и отдельных комплектующих самого автомобиля, что делает отечественные автомобили менее конкурентоспособными;
2) назначение новых руководителей автозаводов по семейному или дружескому признаку;
3) высокая изношенность части основных фондов (изношенность некоторого оборудования достигает 70-80 %);
4) устаревшие технологии производства и значительные расходы на содержание складских запасов;
5) высокий уровень вертикальной интеграции (во всем мире за пределами мощностей автопроизводителей создается 65-75 % всей добавленной стоимости отрасли, в то же время в России этот показатель составляет всего лишь 15-25 %);
6) длительное принятие решений внутри российских автопроизводителей (что связано с необходимостью учитывать интересы региональных и федеральных властей, являющихся акционерами предприятий, а также размер компаний и применяемый принцип коллективной ответственности);
7) отставание в сфере НИОКР, связанное прежде всего с недостаточным финансированием научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро;
8) отсутствие должного опыта работы в условиях глобальной конкуренции и неэффективность управления персоналом (на отечественных автомобильных предприятиях низкие мотивация труда и уровень заработной платы работников);
9) узкий модельный ряд предлагаемых автомобилей, ограничивающий возможности выхода на большинство рыночных сегментов отечественным автопроизводителям;
10) малое количество продаж отечественных автомобилей на внешних рынках.
Учитывая все вышеперечисленные проблемы, эксперты аналитического агентства «АСМ-Холдинг» весьма оптимистично оценивают перспективы развития отечественного автопрома.
Таблица 1
Перспективы развития автомобильной промышленности РФ до 2020 г.
2012 | 2020 | |
Производство автомобилей, всего, тыс. шт. | 2960 | 4940 |
В том числе: | ||
легковые | 2400 | 4000 |
грузовые | 440 | 640 |
автобусы | 120 | 300 |
Число легковых автомобилей на 1000 человек | 240 | 350 |
Доля автомобильной промышленности в машиностроении, % | 30 | 36-40 |
Доля автомобильной промышленности в ВВП, % | 3,5 | 4,7-5,0 |
Внутренний оборот автомобильного рынка, млрд долл. | 80,0 | 150,0 |
К 2020 г. ожидается увеличение производства автомобилей практически в 1,7 раз и составит 4,94 млн штук. Основной акцент ставится на производство легковых автомобилей, увеличение которых к 2020 г. должно составить на 1,6 млн штук больше, чем в 2012 г. При этом стоит отметить тот факт, что доля автомобильной промышленности в машиностроении будет расти и к 2020 г. должна составить около 36-40%. (science-education.ru/Машиностроение Украины и мира)