Ситуация с самолетами Boeing-737MAX продолжает развиваться. Как известно, после двух авиакатастроф, связанных со спорной системой помощи в управлении лайнером MCAS, весь флот флагманских самолетов американской авиакорпорации “Боинг” простаивает на земле. Не так давно российская компания “Авиакапитал-Сервис” (лизинговое дочернее предприятие “Ростеха”) подала иск к “Боингу” для расторжения контракта на приобретение 35 самолетов 737MAX8. А теперь издание Reuters утверждает, что короткие внутренние сообщения от 2016 г. свидетельствуют о том, что Boeing могла осознанно вводить в заблуждение Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) в отношении MCAS.
В сообщениях между двумя сотрудниками “Боинга” поднимались вопросы о безопасности программного обеспечения MCAS, из-за которого, как считается, произошли две авиакатастрофы, в которых суммарно погибло 346 пассажиров. В этих сообщениях, в частности, пилот Boeing по имени Марк Форкнер сообщил, что система MCAS усложняла управление самолетом при моделировании полета 737MAX во время симуляции. “Допускаю, что я отстойно летаю, но даже при этом происходящее было вопиющим”, – сказал Форкнер, согласно стенограмме.
Марк Форкнер, главный технический пилот 737, признал, что он мог ввести в заблуждение FAA относительно самолета. “По сути, я лгал регулирующим органам (по незнанию)”, – сказал он журналистам. Сообщения датированы ноябрем 2016 г., за восемь месяцев до того, как Форкнер обратился в FAA с просьбой убрать упоминание MCAS из руководства пилота. В свою очередь FAA, полагая, что MCAS может быть активирована только в редких случаях, одобрило запрос.
“Боинг” обнаружила сообщения “несколько месяцев назад”, но лишь недавно передала их Министерству транспорта. В письме исполнительному директору “Боинга” Деннису Муйленбургу администратор FAA Стив Диксон назвал сообщения связанными с текущим расследованием и потребовал узнать, почему компания отложила их передачу регулирующим органам. Ожидается, что Муйленбург даст показания перед Конгрессом США в конце этого месяца.
MCAS или “Система повышения характеристик маневрирования” призвана незаметно помогать пилоту управлять самолетом в ручном режиме (при отключении автопилота). При превышении определенного угла атаки (на основе показателей двух датчиков) самолет переводится в пикирование. Она была придумана, чтобы оснастить относительно старый конструктив самолета мощными новыми двигателями. Проблема в том, что пилоты подчас не знали о ее существовании и, вдобавок, похоже, при неисправности одного из датчиков угла атак MCAS принудительно отправляла лайнер в пикирование, что, по-видимому, и стало причиной гибели двух самолетов.
Новый скандал с сообщениями 2016 г. разгорается как раз во время попыток “Боинга” вернуть самолеты 737MAX, простаивающие с марта 2019 г. на земле, в воздух. Этот шаг привел к огромным проблемам у многих авиакомпаний, которые из-за ситуации терпят серьезные убытки. Представитель “Боинга” так прокомментировал последние статьи в СМИ:
“В течение последних нескольких месяцев “Боинг” добровольно сотрудничает с Комитетом Белого дома по транспорту и инфраструктуре в расследовании ситуации с 737MAX. В рамках этого сотрудничества мы обратили внимание Комитета на документ, содержащий заявления нашего бывшего сотрудника. Мы будем продолжать сотрудничать с Комитетом и помогать расследованию. И мы будем продолжать следовать указаниям FAA и других международных регуляторов в работе над тем, чтобы безопасно вернуть 737MAX в эксплуатацию”. (3dnews.ru/Машиностроение Украины и мира)