Машиностроение Украины и мира

Украина: Олег Боярин сделал прогноз развития авторынка на 2020 год

Заместитель председателя Наблюдательного совета “Еврокар”, председатель Федерации автопрома Украины и инициатор создания Закарпатской автокластерной инициативы в Украине Олег Боярин рассказал об итогах 2019 г. и прогнозах на будущее.

“Описать ситуацию, можно одной фразой: “Все еще живы”. Причем – не благодаря, а вопреки. Как можно говорить о ведении цивилизованного автомобильного бизнеса в стране, где контрабандные схемы получают законодательные послабления, а импорт подержанных автомобилей находится в лучших условиях по сравнению с рынком новых автомобилей?

Снижение ставок акцизного налога, введение льготного режима и продления периода растаможки, отмена требований о соответствии экологическим нормам для импортируемых автомобилей, бывших в употреблении – такая политика откровенной поддержки б/у автомобилей не могла не изменить структуру первичного рынка легковых автомобилей в Украине. На один проданный новый автомобиль приходится продажу четырех-пяти б/у авто. В таких условиях даже сохранение объемов продаж новых автомобилей – это уже достижение.

И такой вектор в направлении поддержки импорта подержанных автомобилей выглядит нелогичным и даже опасным в контексте состояния экологии в мире в целом и нашей страны в частности. Пока весь мир пересматривает экологическую политику и вводит новые требования экостандартов, разрабатывает новые технологии в направлении тотальной электрификации, Украина стремительно катится назад в прошлое. Украина возглавляет мировой антирейтинг по показателю смертности от загрязнения воздуха на 100 тыс. человек – такую статистику приводит Всемирная организация здравоохранения. И это не удивительно, учитывая огромное количество выбросов от старого автотранспорта, ведь средний возраст парка легковых автомобилей в Украине – 22,2 г. Для сравнения – это в два раза больше, чем в ЕС (11,1 лет). За последние годы Украина стала площадкой для ввоза по сути металлолома на колесах из Европы. Все эти факты провоцируют введение неотложных мер по созданию экосистемы устойчивого транспорта и долгосрочной экологической стратегии”.

– Ваши бизнес-планы на этот год?

– Мы активно занимаемся развитием автомобильной кластерной инициативы в Закарпатье. Я убежден, что именно бизнес-сообщество имеет компетентность для организации сложных программ и понимает, каким образом достигать поставленных целей. Но, к сожалению, мы живем в перевернутой парадигме. Бизнес и общество работает и обслуживает власть. Эту парадигму нужно изменить. Власть должна обслуживать интересы бизнеса и общества. Такое возможно только в одном случае: если мы консолидируемся. Если поймем, что никто, кроме нас самих, эту ситуацию не исправит. И никто не построит нашу страну нас.

Именно с целью объединить усилия для изменения ситуации в автопроме мы инициировали создание автокластерной инициативы в Закарпатье. Это пример того, что консолидация может быть и должна быть. Мы хотим наглядно продемонстрировать, что Украина может развиваться иначе. Уже сегодня здесь успешно работают около 30 предприятий в сфере автомобильной промышленности, а инвестиции, привлеченные в развитие автомобильной отрасли области, составляют более половины инвестиций региона.

– Ваши прогнозы на текущий год?

– Мы ожидаем умеренный рост, но вряд ли стоит ожидать большого прорыва. По нашим осторожным прогнозам – рынок достигнет отметки в 100000 автомобилей. Дело в том, что такие прогнозы делали много автомобильных экспертов еще два года назад – на 2018 г. Но этого так и не произошло. Неконтролируемый импорт автохлама фактически уничтожил рынок новых автомобилей.

Но я не хочу выглядеть откровенным пессимистом. Есть и некоторые положительные моменты. В контексте мировых тенденций в части электрификации Украины также наращивает продажи электромобилей. Уже наблюдается положительная тенденция увеличивать ежегодно количество электрокаров почти вдвое (а порой и в три раза). В 2019 г., по данным МВД, рост рынка электромобилей составило 56%. Хотелось бы только изменения структуру рынка, ведь практически весь импорт на данный момент – это б/у автомобили. Дает надежду, что эта отрасль получает поддержку на государственном уровне – это и снижение стоимости транспорта за счет освобождения от уплаты пошлины и НДС, и упрощение жизни для владельцев электромобилей за счет увеличения мест для парковки, оборудованных зарядками для электромобилей. Но если импорт готовых автомобилей и находится в фокусе внимания у власти, то развитие собственного производства такого вида транспорта в Украине остается за бортом. В Верховной Раде прошлого созыва уже были зарегистрированы законопроекты, направленные на поддержку именно производства электрического транспорта. К сожалению, этот пакет законов изначально попал в немилость парламентариев предыдущего созыва. И хотя и предлагался более г. в повестку дня сессий ВР восемь раз, но реального рассмотрения и тем более внедрения в жизнь так и не получил.

У нового состава Верховной Рады Украины есть возможность сделать реальные шаги для улучшения жизни в Украине. Поэтому надеемся на конструктивный диалог бизнеса, общественности и власти по поводу разработки электромобильной стратегии и скорейшего законодательного урегулирования отрасли принесет плодотворные результаты каждому жителю Украины. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version