Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок: электрокары получили неожиданного конкурента

Производители легковых автомобилей массово переориентируются с двигателей внутреннего сгорания на электрокары. Но ведь транспорт – это не только легковушки. И электромотор, который работает от аккумуляторной батареи – это не всегда выгодно. В ЕС вновь вспомнили о водороде. Auto-Consulting выяснил, какой транспорт составит реальную конкуренцию электрокарам.

Автомобилями на водородных топливных элементах в разное время занималось много автомобильных компаний. Но когда стало понятно, что основой безуглеродного будущего будут электрокары, большинство автопроизводителей переключились на них.

Собственно, транспорт на водородных топливных элементах – это тоже электрокары. Только их электромотор работает на электричестве, получаемом из водорода. То есть – это полностью безуглеродная технология. Ведь ни для кого не секрет, что для выработки электроэнергии, которой заряжают аккумуляторы электромобилей, используют не только воду или ветер. А и уголь, и мазут, и другие загрязняющие окружающую среду технологии.

Именно поэтому Еврокомиссия резонно решила, что электрокары – это не догма и не волшебная “серебряная пуля”, которая уничтожит все экологические проблемы. Не стоит игнорировать и другие низкоуглеродные силовые установки. Так появилась европейская Стратегия перевозок пассажиров и грузов на большие расстояния до 2050 г. Ее Еврокомиссия утвердила на прошлой неделе.

Аргументом в пользу жизнеспособности транспорта на водородных топливных элементах стала не только его экологическая дружелюбность (ведь “выхлопом” в нем является вода). По данным Всемирной организации автомобильного транспорта (IRU), для коммерческого автомобильного транспорта, особенно на большие расстояния и с тяжелыми грузами, наиболее перспективным альтернативным топливом является не электричество, а водород. Ведь в одном килограмме водорода содержится в три раза больше энергии, чем в нефтяном эквиваленте топлива, и в 330 раз больше энергии, чем в 1 кВт/ч электрической батареи.

Еще в 2019 г., в партнерстве с европейским консорциумом производителей грузовых автомобилей, поставщиками топливных элементов и логистическими компаниями, в IRU начали проект H2Haul. Он финансируется в рамках программы ЕС “Горизонт 2020”, и направлен на разработку и производство 16 грузовиков на топливных элементах. Эти грузовики предназначены для поставщиков супермаркетов в Бельгии, Франции, Германии и Швейцарии.

Новые технологии стоят дорого, а поскольку большинство коммерческих автотранспортных операторов в ЕС являются малыми и средними предприятиями. Поэтому, Стратегия указывает на необходимость финансовых стимулов для компаний, чтобы они могли планировать инвестиции в экологичные транспортные парки. В том числе грузовики, работающие на экологически чистом водороде. Кроме того, водородные технологии должны быть удобны в использовании и выгодны для операторов транспорта.

Некоторые правительства уже признают важность стимулирования альтернативных видов топлива. Например, парламент Германии недавно до 2023 г. продлил освобождение чистых грузовиков от сборов за пользование дорогами.

В соответствии со Стратегией, более эффективные процедуры электролиза и более мощные ветроэнергетические турбины, особенно в море, могут помочь значительно сократить затраты на производство экологически чистого водорода. Что сделает его привлекательным для транспортного сектора. Особенно для поездок на дальние расстояния и перевозок тяжелых грузов. Например, для автобусов и грузовиков. Кроме того, в IRU считают, что для ускорения развертывания полноценной сети водородных заправок, вполне можно использовать уже существующие газовые заправочные станции.

На сегодняшний день в странах ЕС всего около двух сотен водородных заправок. Больше всего их пока в Германии и Франции. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version