Крупнейшие мировые автопроизводители из Германии, США и Японии с трудом переживают мировой дефицит полупроводниковых компонентов, что создает еще более серьезные проблемы для их предприятий в Китае, созданных вместе с местными компаниями. При этом независимые китайские марки чувствуют себя намного лучше.
Возникший в результате пандемии дефицит чипов оказал сильное влияние на положение мировых автопроизводителей масштаба Toyota, Volkswagen и Ford. По прогнозам специалистов, быстро справиться с нехваткой компонентов не получится, поэтому компании вынуждены снижать темпы производства в третьем квартале. Созданные лидерами индустрии совместные предприятия в Китае оказались в еще более тяжелом положении, будучи не в состоянии гибко подстраиваться под ситуацию без разрешения учредителей. Например, они не могут оперативно вносить изменения в комплектацию машин, что могло бы снизить ущерб от дефицита чипов.
По данным Китайской ассоциации пассажирских автомобилей (China Passenger Car Association), за июль в КНР было реализовано 1,5 млн. машин, на 7% меньше, чем годом ранее. При этом совместные предприятия реализовали 670 тыс. единиц продукции, что составляет около 45% от общего объема рынка, а это падение на 19% в годовом сравнении и на 7% за месяц. При этом независимые от мировых лидеров индустрии китайские производители автомобилей на новых источниках энергии, напротив, демонстрируют рост.
Совместные предприятия FAW-Volkswagen, SAIC Volkswagen, FAW Mazda и Dongfeng Honda показали 40-процентное снижение за год, продажи GAC Mitsubishi и SAIC-GM упали более чем на 20%, и боле чем на 15% снизились показатели у SAIC-GM-Wuling. Показатели совместных предприятий не оправдали ожиданий, и более гибкие независимые китайские брэнды смогли обернуть ситуацию в свою пользу. Они получили преимущество благодаря поддержке от местных поставщиков полупроводниковых компонентов и более демократичной ценовой политики.
Крупнейшие китайские игроки в июле продемонстрировали существенный рост в сравнении с аналогичным периодом прошлого года: 80% у BYD Auto, более 50% у Chery Automobile, 17% у Great Wall Motors и 8% у Chang’an Automobile. И только компания Geely, которая работает по образцу мировых автобрэндов, продемонстрировала снижение продаж на 5%. Машины на новых источниках энергии смогли завоевать 16% рынка пассажирских автомобилей. BYD, Li Xiang и Xpeng за год удвоили производство, NIO продемонстрировала еще более высокий результат, производство Nezha увеличилось примерно на 40%, а рост Leapmotor превысил 60%. Несмотря на то, что за год Tesla почти удвоила производство, в сравнении с июньскими показателями наблюдалось падение продаж примерно на 70%. (3dnews/Машиностроение Украины и мира)