Машиностроение Украины и мира

Мировой рынок: стали известны сроки окончания дефицита микрочипов для производства автомобилей, – прогноз

Auto-Consulting постоянно следит за ситуацией с мировым производством автомобилей, которое за последние несколько лет сильно пострадало. Сначала из-за жестких карантинных ограничений, теперь – из-за так называемого чип-кризиса. Точные даты его окончания назывались и переносились неоднократно. Теперь эксперты IHS Markit обновили свои прогнозы и сделали их более оптимистичными.

Эксперты IHS Markit зафиксировали, что в первом квартале 2021 г. были потеряны 1,44 млн. единиц продукции (автомобилей). Еще 2,60 млн. единиц – во втором квартале. В настоящее время убытки в третьем квартале составляют 3,1 млн. единиц и продолжают расти. Прогноз на четвертый квартал теперь отражает повышенный риск, поскольку проблемы для цепочки поставок, в первую очередь полупроводников, не только остаются, но и усугубляются.

Так, например, недавно Toyota сообщила, что в октябре будет снижать целевые показатели производства после объявления о 40% -ном сокращении сентябрьского плана. И это – симптом продолжающейся волатильности в секторе и продолжающейся недостаточной прозрачности за пределами очень краткосрочной перспективы. Опросы клиентов в полупроводниковом секторе с лета подтверждают опасения относительно перспектив.

Что же послужило причиной такого значительного понижения рейтинга? В первой половине 2021 г. основной причиной сбоев была нехватка изготовления интерфейсных пластин для микроконтроллеров (MCU). Это была конкретная цепочка поставок, которую нарушили ледяная буря в Техасе и пожар на заводе Renesas Naka 3 в Японии. В дополнение к этим событиям, которые усугубили трудности в уже ограниченной цепочке поставок, в начале июня возникла проблема, которая влияла на так называемые внутренние процессы (упаковка и тестирование) в полупроводниковом секторе. Внутренний вопрос ориентирован на операции, расположенные в Малайзии, и является прямым ответом на текущую правительственную программу мер изоляции. Срок действия этих мер сначала должен был истечь к концу июня. Затем, меры были продлены до середины августа. А теперь возврат к полной производственной мощности ожидается не раньше конца октября.

Эксперты IHS Markit считают, что этот сбой в работе серверной части имеет наибольшее влияние на то, что мы ожидаем в оставшейся части 2021 г. Два с половиной месяца отставания, которое накопилось с июня, потребуют времени, чтобы ликвидировать его. И, как ожидается, продлится до 2022 г. Таким образом, ситуация в Малайзии, на которую приходится 13% мировых поставок полупроводников для автомобильной промышленности, стала более пессимистичной. В дополнение к расширенному циклу блокировок, который, в свою очередь, снизил вероятность каких-либо улучшений в этом календарном г., внутренняя ситуация также повлияла на более широкий спектр полупроводниковых приложений, помимо микроконтроллеров.

Так, если первая половина 2021 г. определялась проблемами внешнего интерфейса, нарушающими работу автомобильных микроконтроллеров, то вторая половина 2021 г. и ближайшие месяцы будут все больше определяться внутренними проблемами, затрагивающими все полупроводниковые приложения, а не только автомобильные. Этот более широкий прорыв, помимо автомобильной, способствует снижению ожиданий, как на 2021, так и на 2022 год. Он также сигнализирует о том, что даже без дальнейших внешних потрясений уровни мощностей, предназначенных для автомобильной промышленности, останутся ниже тех, которые требуются для удовлетворения текущего спроса. И намного ниже того, что необходимо для создания запасов.

В то же время, в некоторых областях наблюдается прогресс: восстановление операций в Техасе и Renesas Naka 3 повысило доступность 40-нм микроконтроллеров на пластинах 300 мм. То есть – усилия поставщиков микроконтроллеров, начатые в четвертом квартале 2020 г. по увеличению своих внутренних мощностей, начинают давать эффект. Компания TSMC увеличила долю в автомобильной промышленности. GlobalFoundries увеличила свои инвестиционные планы, добавив в 2022 г. новые объемы для 12-90 нм.

Однако, не везде и все хорошо. Так, емкость внешнего интерфейса для 200-ммых пластин, поддерживающих микроконтроллеры >40 нм, по-прежнему ограничена. Сюда входят аналоговые датчики и микроконтроллеры низкого и среднего уровня. Все это нужно автомобилям. Время выполнения заказа на все новое производственное оборудование – увеличилось. Спрос за пределами автомобильного сектора – остается высоким. Производственные мощности (упаковка и тестирование) в третьем квартале ухудшились. Свинцовые каркасы, подложки и смолы были в дефиците во время нехватки MCU. И эта ситуация усугубляется мерами блокировки, затрагивающими Малайзию и другие страны Юго-Восточной Азии.

Кроме того, срок изготовления оборудования для сборки и тестирования составляет более 40 недель. Раздутый спрос продолжается, откладывая возвращение к сбалансированному спросу и предложению. Поэтому, поставщики не решаются делать капитальные вложения из-за завышенного спроса.

Форма кризиса и восстановления в настоящее время характеризуется следующим образом (при условии отсутствия значительных внешних потрясений): время выполнения заказа для полупроводников в первой половине 2022 г. стабилизируется. Но по-прежнему будет составлять 26 недели и дольше. Более длительные окна твердых заказов не гарантируют, что цепочка поставок может соответствовать количеству или графику.

Сроки выполнения заказов во второй половине 2022 г. улучшатся, но все равно будут дольше, чем обычно. Прогнозируется продолжение улучшений в первой половине 2023 г., ввод дополнительных производственных мощностей по производству пластин и дальнейшее сокращение сроков выполнения заказов. Вторая половина 2023 г. принесет непрерывное улучшение в цепочке поставок, направленное на устранение пропущенного отставания и последовательное выполнение требований клиентов по количеству и графику.

В связи с этим, первоначальный прогноз падения производства легковых автомобилей IHS Markit на 2021 год недавно был снижен на 6,2% или 5,02 млн. единиц. Их прогноз на в 2022 год был снижен на 9,3% или 8,45 млн. единиц – то есть с 75,8 млн. до 82,6 млн. единиц. На 2023 год эксперты снизили прогноз на 1,05 млн. шт. или 1,1% до 92,0 млн. шт.

Но самое главное, что эксперты IHS Markit наконец-то определили “дно”, после которого объемы производства автомобилей вновь начнут расти. Это – второй квартал 2023 г. Тогда объемы производства смогут возрасти, поскольку цепочки поставок вернутся в нормальное состояние. Кроме того, ожидается, что сильный отложенный спрос и давление с целью восстановления уровней запасов, поддержат высокий уровень производства в 2024 и 2025 гг. При этом, в 2024 г. прогнозируется достижение общих объемов производства в мире – 97,3 млн. единиц, что на 3,2% больше, по сравнению с предыдущим прогнозом. К 2025 г. прогнозируется объем в 98,9 млн. единиц. И это – увеличение на 2,4%.

Эксперты IHS Markit называют приведенные цифры – самой крупной корректировкой своих прогнозов за последние девять месяцев. И если брать их выводы за основу, то в целом – прогноз оптимистический. Хотя, восстановление производства и рынка произойдут и не так быстро, как хотелось бы. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version