Дефицит полупроводниковых продуктов неизбежно сказался на крупнейшем в мире рынке автомобилей. Поскольку в каждой современной машине могут использоваться более 1000 чипов, их глобальная нехватка не могла не отразиться на продажах транспорта в КНР.
В третьем квартале продажи значительно упали в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Продажи пассажирских автомобилей в сентябре сократились на 17% до 1,5 млн. единиц – наихудший показатель с марта 2020 г. С июля по сентябрь число покупок сократилось на 13% в сравнении с третьим кварталом 2020 г.
Китайский рынок страдает теми же болезнями, что и другие крупнейшие площадки для сбыта автомобилей. Из-за роста заболеваемости Covid-19 во многих регионах ситуация с дефицитом чипов только усугубилась. За прошедшие месяцы заводы в США и Японии неоднократно приостанавливали производство из-за дефицита. Вследствие этого поставки машин в США в сентябре упали на 25%. В Китае на нехватку чипов наложились и другие проблемы, включая масштабные перебои с электроэнергией, в том числе – на промышленных предприятиях.
В прошлом месяце Китайская ассоциация автомобильных дилеров заявила, что худшее позади и перебои с поставками со временем прекратятся. Тем не менее по оценкам экспертов пройдет не менее трех месяцев до тех пор, пока не станут заметны положительные изменения на розничном рынке.
В сентябре продажи Toyota в Китае в сравнении с сентябрем прошлого года упали на 35,9% до 115000 машин. Из-за нехватки полупроводников и других комплектующих, пришлось останавливать некоторые производственные линии в КНР. Продажи Honda упали на 28,1%, а Nissan – на 26,2%. Совместные китайские предприятия Volkswagen уменьшили поставки на 48,6% и 23,1%. General Motors продала здесь с июля по сентябрь 623000 автомобилей, на 19% меньше, чем в аналогичном квартале прошлого года.
Сейчас с момента заказа некоторых моделей автомобилей до их получения проходит несколько месяцев. Поскольку спрос в Китае обычно особенно велик в четвертом квартале, новые перебои в цепочках поставщиков будут сказываться на продажах еще сильнее.
Помимо нехватки полупроводников наблюдается рост цен на материалы вроде кобальта и лития, используемых в аккумуляторах для электромобилей. Тенденция совпадает по времени с ростом спроса на транспорт на т. н. “новых источниках энергии” – преимущественно электрический. В сентябре продажи таких машин увеличились в Китае более, чем втрое в сравнении с сентябрем прошлого года до 334000 машин. Tesla поставила 56 006 машин китайского производства, только 6,9% из которых были проданы за пределами Китая. Из-за роста цен на материалы цена Model Y Performance шанхайской сборки выросла на 2,6% в прошлом месяце, но даже с этим спрос остается высоким. По данным магазина Tesla в Пекине тем, кто заказали Model Y в октябре, придется ждать доставки заказов до следующего года.
На фоне всеобщего спада продаж сбыт электромобилей в Китае достиг рекордных величин в прошлом месяце. Местный автогигант BYD продал 71099 автомобилей на новых источниках энергии, а его конкуренты, компании NIO и XPeng – более 10000 машин каждый. (3dnews/Машиностроение Украины и мира)