Машиностроение Украины и мира

Украина: ЗСТ с Турцией – хорошо это или плохо для автопроизводителей

В начале февраля Украина подписала с Турцией соглашение о Зоне свободной торговли (ЗСТ). Как было написано в комментариях Минэкономики, ЗСТ открывает новые возможности для украинских производителей – они смогут поставлять свои товары в Турцию по упрощенной схеме. Турция обнулит пошлины на более чем 10 тыс. товарных позиций. Но, сам текст документа, оказалось, содержит много исключений и отсрочек. Auto-Consulting выяснил, что об этом думают сами отечественные автопроизводители.

Помимо перечисленных выше благ, в ответ Украина также снимет ограничения на поставку турецких товаров на украинский рынок. А в Турции, как известно, существует большое производство автобусов, грузовых, легковых и легких коммерческих автомобилей. Auto-Consulting выяснил, как ЗСТ оценивают наши производители этого транспорта. Ведь, фактически, они получили очень серьезного конкурента в лице турецкого автопрома. Но в то же время, появится и возможность поставлять украинскую технику на емкий турецкий рынок. Так прорубили ли мы “окно” в Турцию?

Как сообщил генеральный директор ООО “Современные грузовики” АВТЕК Сергей Кобылинский, ЗСТ усилит конкуренцию для украинских производителей автобусов. Им придется улучшить качество продукта и инвестировать в обновление производства. С другой стороны, для них открывается большой рынок муниципального транспорта Турции. В стратегической перспективе он интересен, хотя очень конкурентный и серьезно зарегулирован.

“Производитель грузовиков у нас один, но конкуренция с турецким рынком для него сейчас последняя в очереди проблема”, – считает Кобылинский.

В компании “Еврокар”, которая занимается крупноузловым производством автомобилей Skoda в Украине, не так оптимистичны. Как сообщила руководитель направления государственных и внешних связей “Еврокар” Елена Чепижко, представители “Еврокар” неоднократно общались с КМУ по поводу этого соглашения в рамках работы профильной ассоциации. Последняя встреча была 1 февраля с первым вице-премьером и Торгпредом, как раз накануне подписания соглашения о ЗСТ.

Позиция “Еврокар” была неизменной все это время. В компании уверены, что подписывать данное соглашение без исключения группы товаров 87 (транспортные средства) нельзя. Это повредит не только отрасли, но и экономике страны в целом.

В итоге, по словам Чепижко, позицию “Еврокар” учли только частично. Товарная группа 87 получила 5 лет переходного периода и исключение по ввозу б/у авто транспорта. Что касается доступа на Турецкий рынок продукции украинского автопрома, в “Еврокар” считают это маловероятным, учитывая внутреннее турецкое налогообложение и высокий уровень конкуренции вкупе с господдержкой.

По мнению главы наблюдательного совета АО “Черкасский автобус” Богдан Дорош, подписание договора о зоне свободной торговли между Украиной и Турцией – сугубо политическое решение. “Экономически оно является невыгодным для всех украинских производителей и может ухудшить существующий торговый баланс. Исходя из данного соглашения, переходной период по снижению пошлины до нулевой составляет 5 лет. За этот короткий период наши производственные предприятия без поддержки государства не успеют выйти на уровень производств Турции, которые затратили на данный процесс более 30 лет”, – считает Дорош.

“Если мы не успеем пройти путь этой глубокой модернизации, турецкие производители просто “выдавят” нас с нашего же локального рынка.

Помимо всего прочего, турецкие производители имеют льготы по размещению и работе заводов (только автобусных производств у них 7). А также – в Турции имеется большое количество производств комплектующих мировых брэндов.

В связи с уже состоявшимся подписанием вышеуказанного соглашения, мы, как производитель автобусов и грузовых автомобилей, надеемся на государственную поддержку, а именно:

– создание и принятие пакета законопроектов, который позволит расширить внутренний рынок сбыта (как один из примеров – недавно принятый Закон о локализации №3739);

– запуск полноценной работы Украинского экспортно-кредитного агентства (для расширения внешних рынков сбыта);

– изменение налогообложения, которое позволяло бы готовить и привлекать более высокопрофессиональные кадры. Основной проблемой в данном направлении, по нашему мнению, является “раздутая” база налогообложения заработной платы, а также – налог на прибыль. Вместо последнего было бы правильным введение налога на выведенный капитал (это позволит больше финансовых средств направлять на модернизацию производства);

– предоставление производственным предприятиям льгот (таких как освобождение от уплаты пошлин и НДС) на приобретение высокотехнологичного оборудования;

– внедрение государственной программы по кредитованию предприятий на модернизацию и покупку оборудования”, – считает Богдан Дорош.

Как видим, подписание соглашения ЗСТ с Турцией, совсем не так однозначно, как его комментируют политики. В то же время, не исключено, что адекватная государственная поддержка сможет помочь нашим производителям выстоять в конкурентной борьбе с турецкой промышленностью.

“Окно” Украина действительно открыла, вот только, как бы остатки нашего автопрома не сдуло окончательно “сквозняком”. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)

Exit mobile version