Проведение изоляционного эксперимента SIRIUS, который должен начаться в марте 2019 г. на базе Института медико-биологических проблем (ИМБП) в Москве, поможет лучше понять, из кого должен состоять экипаж в дальних космических полетах. Такое мнение выразила ТАСС руководитель медико-биологической программы NASA Дженнифер Фогарти в кулуарах XVII конференции по космической биологии и медицине, проходящей в эти дни в Москве.
“Мы принимаем участие в российском эксперименте SIRIUS, чтобы понять, как сказывается на мультикультурном экипаже пространственное ограничение, какие факторы стресса начинают действовать. В том числе одна из задач эксперимента SIRIUS – показать, какой экипаж должен отправиться в межпланетный полет”, – сказала Фогарти.
Она уточнила, что имеющиеся сейчас данные говорят, что это должен быть международный экипаж, состоящий как из мужчин, так и из женщин. “Все имеющиеся данные говорят нам, что надо двигаться в этом направлении. Конечно, находиться в монокультурном и моногендерном экипаже проще, но то, что это проще, не означает, что это правильнее. Составляя экипаж для межпланетной экспедиции, мы должны оперировать данными, а не субъективными взглядами на данный вопрос”, – подчеркнула руководитель медико-биологической программы NASA.
В экипаж SIRIUS войдут два представителя США. Американская сторона также направила оборудование, которое будет задействовано в проведении эксперимента, например роботизированные симуляторы. Но в целом, как отметила представитель NASA, “ИМБП обладает всем спектром необходимого оборудования”.
Фогарти рассказала, что при покорении космоса существует большое число рисков, которые необходимо преодолеть – как индивидуальных (психическое здоровье отдельных членов экипажа, изменение когнитивных способностей), так и групповых (как экипаж решает общие задачи, как идет взаимодействие между членами команды в условиях изоляции, как психологическое давление влияет на выполнение стоящих перед экипажем задач). “Измерение этих показателей во времени позволит нам разработать контрмеры, понять, как мы можем избежать развития негативных сценариев или решить возникающие сложные ситуации. Перед нами также стоит задача научить космические экипажи помогать себе самим, потому что в будущем космические миссии будут становиться все более автономными”, – отметила она.
Отвечая на вопрос, повлияла ли напряженная внешнеполитическая обстановка на научное сотрудничество России и Америки в сфере космоса, представитель NASA отметила, что в этом плане ученым повезло. “Сотрудничество в космосе не подвержено в такой большой степени влиянию внешнеполитической ситуации. Мы всегда хорошо работали вместе, примером может послужить Международная космическая станция, эксперименты SIRIUS. На мой взгляд, невозможно покорение, например, Марса, только силами одной страны”, – сказала Фогарти.
Ранее главный менеджер проекта, руководитель отдела российского ИМБП РАН Марк Белаковский сообщал, что эксперимент по четырехмесячной изоляции SIRIUS начнется 1 марта 2019 г.
Сценарий эксперимента будет имитировать полет на Луну: перелет до спутника с последующим облетом и поиском места приземления, приземление четырех членов экипажа для проведения операций на поверхности, пребывание на орбите Луны и дистанционное управление лунным ровером для подготовки базы, возвращение на Землю.
SIRIUS (Scientific International Research In Unique Terrestrial Station) – серия экспериментов, которая реализуется для подготовки к полетам в дальний космос, в первую очередь на окололунную станцию Deep Space Gateway. Участники исследования проведут в изоляции в Наземном экспериментальном комплексе Института медико-биологических проблем РАН от 17 дней до г.
Первый из серии совместных российско-американских экспериментов SIRIUS был проведен в ноябре 2017 г., его продолжительность составила 17 дней. Экипажу предстояло провести более 60 разных экспериментов, “поймать” спутники рукой-манипулятором, управлять ровером на поверхности “Луны”. Теперь должен состояться эксперимент по четырехмесячной изоляции, потом – восьмимесячный эксперимент, а затем – годовое исследование. (ТАСС/Машиностроение Украины и мира)