В прошлом году в Китае было реализовано 21,07 млн. новый легковых автомобилей, что на 9,5% меньше, чем в 2018-м. Падение обусловлено прекращением правительственных программ стимулирования рынка и естественным насыщением его массовых сегментов.
В 2019 г. большинство массовых брэндов, в том числе зарубежных, которые в Китае считаются более престижными, чем местные, сдавали позиции. Исключение составили японские Honda и Toyota, увеличившие продажи на 6,9% (1553086 шт.) и 8,8% (1409198 шт.) соответственно. При этом, в 2019-м экономика Китая выросла на 6,1%, то есть примерно на ту же величину, что за предыдущие пять лет.
Лидер рынка – Volkswagen – упал на 0,9% до 3100498 автомобилей, Geely – на 12% до 1220832 автомобилей, Nissan – на 0,3% до 1174030 автомобилей. Перечисленные марки составили пятерку лидеров.
JAC – минус 25,6% (138208 шт.), Zotye – минус 49,9% (116363 шт.) и Lifan – минус 77,4% (13189 шт.). Марок, показавших рост, немного. В их числе Haval – плюс 0,4% (769454 шт.), Chery – плюс 1,7% (451139 шт.), MG – плюс 4,7% (269751 шт.) и FAW – плюс 38,5% (222188 шт.).
У премиальных брэндов дела идут по большей части хорошо, и лидирует в люксовом сегменте марка Audi, окончившая 2019 год с нулевым ростом (620001 шт.). На втором месте Mercedes-Benz – плюс 16,1% (595486 шт.), на третьем BMW – плюс 17,1% (544500 шт.). Cadillac падает вместе со всем “джи-эмом”, но не так драматично, как массовые марки, – минус 6,8% (212506 шт.). Volvo – плюс 22,6% (131946 шт.), Lynk&Co – плюс 6,4% (128066 шт.). Местная марка Hongqi (подконтрольная FAW) благодаря расширению модельного ряда выросла сразу на 272,5% (99331 шт.).
Абсолютным бестселлером стал Volkswagen Lavida (продано 533186 шт., +5,8%), причем в данном случае в зачет пошло все семейство, в том числе пятидверка Gran Lavida, которая в Китае считается отдельной моделью. На втором месте Nissan Sylphy (470707 шт., -2,2%). На третьем Haval H6 (386405 шт., -14,6%), причем он же, несмотря на падение продаж, сумел сохранить лидерство в китайском сегменте SUV. Лидер прежних лет – бюджетный минивэн Wuling Hongguang – теряет популярность: только четвертое место (374878 шт., -21,3%). Пятое место у Toyota Corolla местной сборки (357798 шт., -4,4%).
“Зеленый” сегмент тем не менее в прошлом году фонтанировал новинками и подрос на 7% до 1,18 млн. автомобилей, причем лидируют в нем местные брэнды: на первом месте BAIC EU-Series (продано 110147 шт., +195%), на втором BYD Yuan (61900 шт., +47,9%), на третьем Baojun E200 (48278 шт., новинка). В 2020-м на лидерство впервые будет претендовать Tesla, локализовавшая в конце 2019-го Шанхае производство седана Model 3 и кроссовера Model Y.
Аналитики популярных бизнес-изданий прогнозируют дальнейшее падение китайского авторынка по итогам 2020 г., но оно будет не таким сильным, как в этом году: 2-6%. То есть Китай в любом случае останется крупнейшим в мире потребителем автомобилей. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)