На фоне затянувшегося кризиса европейского авторынка 2012 г. стал одним из самых удачных для российского автопрома.
Для российского автомобильного рынка 2012 г. оказался богат на события. Важными моментами стало введение утилизационного сбора, первое место по автопродажам в Европе, создание СП для управления АвтоВАЗом, а также дальнейший рост присутствия зарубежных производителей в России. Тем не менее эксперты считают, что 2013 г. не будет столь радужным.
На фоне тяжелого положения, в котором оказался европейский авторынок в 2012 г., соответствующий сегмент в России выглядел как никогда выигрышно – в августе 2012 г. авторынок РФ стал первым в Европе. По данным за последние месяцы 2012 г., в России спрос на автомобили вырос на 12%, а в Европе, наоборот, снизился на 7,9%.
Одним из ключевых событий для российского авторынка стало вступление РФ в ВТО.
Впрочем, как и прогнозировали эксперты, к снижению цен на автомобили для конечного потребителя это не привело – власти нашли способ, как нивелировать обязательное для торговой организации снижение пошлин. В рамках этого процесса власти ввели в стране утилизационный сбор на новые и подержанные автомобили, руководствуясь протекционистскими соображениями, а также планами возместить потери от снижения ввозных пошлин на автомобили.
По мнению исполнительного директора агентства “Автостат” Сергея Удалова, утилизационный сбор выполнил главную задачу властей – чтобы после вступления страны в ВТО на российском авторынке ничего не изменилось. “Власти хотели сохранить структуру авторынка после вступления страны в ВТО, чтобы вслед за этим к нам не хлынул поток подержанных автомобилей или резко вырос импорт машин, которые бы конкурировали с тем, что у нас сейчас собирается, – рассказал Удалов. – Второй момент, который вытекает из названия сбора, это работа по налаживанию структуры утилизации автомобилей. Это задача более длительная, и сейчас ее реализация только-только начинается”.
В течение всего 2012 г. в центре событий вокруг российского автопрома оказывался лидер российского авторынка – ОАО “АвтоВАЗ”.
Для управления автогигантом, наконец, было создано СП с участием альянса Renault-Nissan и ГК “Ростехнологии”. На фоне этих событий акции АвтоВАЗа несколько раз резко возрастали в цене, но впоследствии возвращались к изначальной стоимости.
Своеобразным итогом рыночной активности АвтоВАЗа в 2012 г. стало фальшивое объявление о выкупе акций компании по удвоенной цене, размещенное в деловых СМИ. Сама компания не имела отношения к предполагаемому выкупу акций. Эта новость спровоцировала краткосрочный рост акций компании примерно на 20%. Как стало известно позже, автором фальшивого объявления стал не финансовый мошенник, а расстроенный продажей АвтоВАЗа зарубежным компаниям фанат российской марки.
“Это какая-то уголовщина чистой воды. Это кто-то взял, бросил специально, поднялись на 18-20% акции, и кто-то на этом заработал”, – заявил глава “Ростехнологий” Сергей Чемезов. По факту инцидента подано заявление в прокуратуру.
Еще одно эпохальное событие в рамках АвтоВАЗа и истории российского автопрома: завершилось производство “классики” – принадлежащий компании завод “ИжАвто” прекратил выпуск модели Lada-2104. Руководство завода рассчитывает занять нишу “классики” с помощью бюджетного седана Granta, который в 2012 г. стал одним из лидеров российского авторынка.
При этом новинка с осени 2012 г. доступна в комплектации с автоматической коробкой передач, что само по себе является большим событием для РФ – до этого ни одна массовая модель не предлагалась с подобным оборудованием.
Еще одной новой моделью на АвтоВАЗе стал Nissan Almera – бюджетная модель построена на “логановской” платформе B0, но при этом позиционируется выше, чем соплатформенники. Впоследствии на одной линии с Almera будет производиться и следующее поколение Logan.
Кроме того, АвтоВАЗ удивил посетителей ММАС-2012 прототипами, разработанными новым главным дизайнером марки – знаменитым Стивом Маттином. Продемонстрированный компанией концептуальный кроссовер Lada X-Ray стал одним из наиболее важных автомобилей на выставке. По замыслу авторов проекта, использованный в новинке стиль будет впоследствии применен на серийных автомобилях Lada.
На фоне значительного расширения перспективного автомобильного рынка РФ в 2012 г. в России продолжилась локализация производства заинтересованных в рынке страны компаний. Выпуск своих автомобилей в РФ организовала компания Mazda. На заводе Mazda Sollers Manufaturing Rus во Владивостоке налажено производство моделей CX-5 и Mazda 6.
О своих намерениях осуществить значительные инвестиции в российский автопром заявил концерн Volkswagen – вложения достигнут 840 млн. евро к 2015 г.
Большую часть от этой суммы планируется потратить на завод по выпуску двигателей под Калугой, строительство которого было торжественно пущено в декабре 2012г.
Кроме того, концерн начал производство автомобилей VW и Skoda на заводе ГАЗ в Нижнем Новгороде. Проектная мощность предприятия составляет 110 тыс. машин в год.
Еще одним заметным событием стало решение о создании автокластера в Калининградской области. Участниками проекта стали крупнейший производитель иномарок в России, компания “Автотор” и канадский производитель автокомплектующих Magna. Объем вложений в автокластер составит около 118 млрд. руб., в проекте будут участвовать шесть заводов по сборке автомобилей и 15 предприятий по выпуску комплектующих, при этом локализация производства составит 48%.
Отдельно надо отметить как никогда масштабный и значимый для российской отрасли “Московский автосалон – 2012”. По данным организаторов, на выставке побывали свыше 1 млн. человек. При этом в рамках московского моторшоу состоялись 21 мировая, 23 европейских и 85 российских премьер. Среди наиболее заметных из них стоит отметить уже упомянутый прототип Lada X-Ray, седан Mazda 6 нового поколения, Opel Astra в аналогичном кузове, а также корейский седан премиум-класса Kia Quoris.
Несмотря на значительный рост авторынка РФ и масштаб событий, связанных с расширением российской автомобильной промышленности, экспертами и аналитиками были озвучены опасения, что в 2013 г. авторынок РФ может получить отрицательную динамику – пик продаж пришелся на август 2012 г., а после этого наметился спад.
Более того, многие российские автодилеры имеют запас машин, перспективы реализации которого пока не подтверждены. Эксперты считают, что важнее всего сохранить хотя бы имеющиеся результаты.
“Думаю, что задача номер один – удержать все то, что было достигнуто. По моим ощущениям, рынок сократится примерно на 5%, но не для всех. Кто-то, наоборот, прибавит, а кто-то потеряет больше, – рассказал директор по развитию Auto-dealer.ru Олег Дацкив. – В частности, АвтоВАЗ должен приобрести больше других, потому что самое худшее время для этой компании прошло – убрали ненужные модели, открыли новый конвейер. Для Chevrolet (GM) есть потенциал. У “корейцев” уже и так верх рынка, может быть, останутся в нуле, а может, будет незначительный минус. Премиум-сегмент должен подрасти, в основном за счет японских брэндов”. (Газета.ru/Машиностроение Украины, СНГ, мира)