В агентстве “Украинские новости” состоялся круглый стол с громким названием “Правительство снова наступает на “старые грабли”, на котором обсуждались последствия введения спецпошлины на иномарки в Украине. К дискуссии на сей раз подключились и депутаты, юристы, экономисты и общественные деятели. Главный посыл собрания – заставить правительство еще раз задуматься о последствиях, но аргументы у всех участников круглого стола были разные.
Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко в очередной раз высказал позицию автоимпортеров, которые выступают категорически против введения спецпошлин. Но если на предыдущих мероприятиях звучала лишь аргументация из уст самих импортеров, то на сей раз негативные последствия для рынка, потребителей и экономики уже прогнозировали и приглашенные участники круглого стола.
Олег Назаренко отметил, что в последние время в информационное пространство запущено много дезинформации, которую и хотят опровергнуть автоимпортеры. В частности, о том, что якобы на встрече с импортерами в Кабмине договорились о привлечении инвесторов из числа автомобильных концернов. “Никакие автоконцерны к нам не придут и никто ни с кем не договаривался” – подчеркнул гендиректор ВААИД. “Второй миф – это о сверхприбылях автоимпортеров. Не надо считать деньги в чужих карманах, – посоветовал Олег Назаренко. – А вот бюджета страны спецпошлины точно не пополнят. Наоборот, да и рядовым гражданам придется платить за машины дороже”.
Доктор экономических наук Владимир Лановой считает, что решение ввести спецпошлины противоречит нормам ВТО. А цены на автомобили после введения спецпошлин увеличатся. В результате спрос уменьшится, потому что при росте цены, часть спроса исчезает. Уменьшатся и объемы продаж, притом у всех операторов. Люди начнут искать альтернативу в нише низкокачественного товара, но, по мнению Ланового, – это не увеличит объем продаж украинских производителей. А вот что обязательно сделают украинские производители, – так это повысят цены вслед за ростом цен на иномарки. И по этой причине, по мнению экономиста, реальный объем продаж не увеличится. Но замедлится экономическая активность.
Кроме того, Владимир Лановой считает, что сравнение с Россией, которая смогла привлечь много инвесторов в автопром, для Украины не корректно. “Россия сначала договорилась с автопроизводителями, а уже потом ввела защитные меры для рынка. В Украине стимулирование для автомобильной промышленности действовало почти 10 лет, но ни к чему не привело,” – подчеркнул Владимир Лановой.
Экс-губернатор Запорожской области и экс-министр транспорта Евгений Червоненко в автомобильной среде довольно известная личность. Поэтому свою аргументацию он начал с того, что: “У меня хорошие отношения с Васадзе, Порошенко и Боярином, и я их давно знаю. Но я против резких изменений правил игры. На рынке должны быть равные условия. Сделайте привлекательные и понятные правила, и инвестор придет. Как это сделала Словакия, где сейчас уже 5 автозаводов”, – дает рецепт Червоненко.
“Я был губернатором Запорожской области и знаю ситуацию на ЗАЗе. Да, там были инвестиции, но этого недостаточно. У автоимпортеров тоже работают тысячи людей, и эти люди тоже делали инвестиции и планируют бизнес. А такие резкие изменения условий для них ни к чему хорошему не приведет. На рынке должны быть равные условия для всех. Мой рецепт выхода из ситуации: сделайте целевую программу поддержки автопрома, где будут какие-то льготы”, – резюмировал Евгений Червоненко.
Дальше в дискуссию вступили депутаты Верховной Рады. Глава подкомитета по вопросам усовершенствования Таможенного кодекса Украины, унификации норм таможенного законодательства Украины с законодательством ЕС Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Роман Ванзуряк привел пример 2009 г., когда решение ввести надбавку к пошлине обернулось потерями для бюджета. Кроме того, Ванзуряк отмечает, что подобные решения должны приниматься в Верховной Раде после анализа специалистами. Но чиновники знали, что им не удастся его провести через ВР, поэтому решились на такой шаг.
Заместитель председателя Специальной контрольной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам приватизации Эдуард Леонов (ВО “Свобода”) заявил, что его такие действия Кабмина крайне возмутили. “Произошло преступление. Это узурпация государственной власти одним властным органом. И мы будем подавать депутатские обращения про превышение полномочий при принятии решения ввести спецпошлины”, – сказал депутат Леонов.
Его коллега народный депутат Игорь Мирошниченко (ВО “Свобода”) также подчеркнул, что любая инициатива увеличения пошлин Кабинетом министров – незаконна, так как у него нет таких полномочий. “Я представитель националистической партии и казалось бы должен поддерживать национального производителя, – отметил Игорь Мирошниченко. – Но надо говорить прямо: в автомобилестроении Украина свой шанс давно проиграла. А такими действиями кто-то просто хочет заработать. Украинский рынок очень перспективный по многим причинам. Во-первых, у нас большая потребность в автомобилях. Во-вторых, украинцы, в отличие от европейцев, привыкли покупать автомобили на последние деньги. Если бы государство было заинтересовано, то можно было бы создать условия, чтобы рынок развивался. А сейчас автомобилисты – это только объект для поборов.
Поэтому я буду инициировать законопроекты, которые направлены на упрощения жизни рядовым автомобилистам. Среди моих инициатив будет упрощение регистрации авто, ликвидация налога при продаже подержанного авто, возможность сохранить прежний номерной знак и т. д. А если говорить о привлечении инвесторов в автомобилестроение, то нужно обсуждать программу с привлечением экспертов и специалистов в этой области, наверное давать какие-то льготы, но на короткий срок и под жесткие обязательства”.
Генеральный директор “Ниссан Украина” Андрей Нестеренко начал с того, что опроверг основные все три главные аргументы автопроизводителей о пользе спецпошлин. “Дополнительные рабочие места действительно появятся, но за границей”, – ошеломил Андрей Нестеренко. “Потому что к нам под видом производства будут везти машинокомплекты, которые нужно будет кому-то разбирать на иностранных заводах. Это и будут дополнительные рабочие места, только не в Украине. И аргумент об улучшении платежного балланса также не выдерживает критики, так как деньги все-равно будут уходить из страны, но уже за машинокомплекты для сборки”, – продолжает гендиректор “Ниссан Украина”.
“И как представитель иностранного производителя могу сказать, что инвестор к нам не придет по нескольким причинам. Во-первых, у нас не такой большой рынок – 220-240 тыс. шт. , а для постройки завода нужно хотя бы 80 тыс. производить одной модели. Куда их девать? Во-вторых, у нас нестабильное законодательство, и ни один инвестор не рискнет строить здесь завод, если завтра могут что-то новое ввести или отменить”.
Представители юридических фирм, которые сотрудничают с ВААИД, уверены, что им удастся остановить введение спецпошлин юридическими методами. В газете “Урядовый курьер” было опубликовано не решение Межведомственной Комиссии, как того требует закон, а всего лишь уведомление. Кроме того, в этом уведомлении нет указания точной даты, как это прописано в Законе. Таким образом, юристы ВААИД намерены 11 апреля в Административном суде доказать, что спецпошлины не могут быть введены, поскольку решения об их вводе до сих пор не опубликовано, и с ним никто не мог ознакомиться. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины, СНГ, мира)