Закон о введении эконалога на автомобили (вступил в силу с 1 сентября; в цену продажи машины включат сумму, необходимую для ее утилизации после износа) всерьез заинтересовал наших автопроизводителей. Ведь если создадут собственные пункты сбора и разборки машин, им не придется платить эконалог.
Когда выбираете автопогрузчик, обязательно учитывайте, на какое расстояние ему надо будет транспортировать груз. Для небольших расстояний и частой смене направления нужен автопогрузчик с гидростатической трансмиссией, для больших расстояний – с гидродинамической трансмиссией.
А это – серьезная фора перед импортерами. Цены на новые авто должны вырасти с сентября на 7370 грн. для самых ходовых авто с объемом двигателя 1,5-2 л и на 30 250 грн. для мощных джипов с мотором более 3,5 л. Это 5-10% стоимости нового автомобиля. Поэтому если, например, наш “Ланос”, в зависимости от комплектации, пока продается за 75-82 тыс. грн., как и вазовская “Лада Гранта”, то с учетом налога россиянка подорожает до 82-90 тыс. грн. Близкий к ним по классу “Хюндай Акцент” (Корея) сейчас стоит 128-140 тыс., а с эконалогом разница в цене между ними составит уже 75-80%. И выбор среднего украинца падет на товар отечественного производителя.
Как разъяснил исполнительный директор “Укравтопрома” Ефим Хазан, Минпромполитики готовит реестр предприятий, которые не будут платить налог. “Но их освободят от платы только после того, как их сеть пунктов разборки и переработки транспорта попадет в реестры Минэкологии и Минпромполитики. А с сентября его должны платить все”, – сказал он. По словам Хазана, автозаводы уже готовятся к открытию пунктов разборки. По закону хотя бы один такой должен быть в каждом городе с населением более 50 тыс. чел., то есть их должно быть минимум 90 на Украину, плюс один пункт переработки на область.
В Минэкологии нам сообщили, что для приема и разборки утилизируемых машин надо иметь свой или арендованный участок земли площадью не менее 500 кв. м для пункта приема авто и не менее 1000 кв. м для пункта разборки. “У нас есть 26 пунктов приема (это 20-25% необходимых), для создания остальных заключим договора с другими структурами. КрАСЗ не планирует строить шредерный (для измельчения лома) завод, мы будем передавать им на утилизацию части автомобилей”, – сообщил нам член правления Кременчугского автосборочного завода (собирает автомобили SsangYong и Geely) Игорь Товкун. По подсчетам гендиректора Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олега Назаренко, мощности одного шредерного завода (50 тыс. авто в месяц) хватит с избытком на всю Украину. Но для автозаводов не важно, будут ли загружены мощности, им главное – создать пункты разборки, чтобы не платить налог. Поэтому закон просто приведет к нечестной конкуренции. “Почему автоимпортеры, на долю которых приходится 80% продаж, не могут создать такой завод? Мы предлагаем дать и нам такое право”, – заявил Назаренко. Кстати, президент уже поручил Кабмину доработать закон об эконалоге, чтобы он соответствовал европейским нормам.
В законе, который должен заработать через пару дней, не прописано, как убедить владельцев старых авто от них избавляться. Президент уже поручил Кабмину его доработать.
“Пока анализируем опыт стран ЕС”, – ответили в пресс-службе. У экспертов авторынка два мнения, как заставить закон действовать. Товкун предлагает направить половину средств, поступивших от налога на утилизацию машин (по подсчетам автора закона Виталия Хомутынника, за год можно собрать 2,2 млрд. грн.) на выплаты их хозяевам. Механизм аналогичен тому, который применяли Германия, Франция и Россия в кризис (2008 г.) для стимулирования покупки авто: взамен “металлолома” выдадут сертификат, позволяющий приобрести новье со скидкой. Обсуждаемая цена сертификата – 12,5 тыс. грн. Это выгодно: эконалог на легковушку – 7370 грн. А выручить за “металлолом” и запчасти на разборке можно 2-3 тыс. грн. Президент клуба автожурналистов Максим Моргунский уверен: надо ввести возрастающий с каждым годом налог на б/у автомобиль, чтобы владельцу стало выгоднее сдать его в утиль, чем платить.
По мнению президента Украналитцентра Александра Охрименко, перспективнее “пряник”, а не “кнут”, ведь в глубинке масса автомобилей старше 15-20 лет. Их владельцы купить новые не могут, но и платить автоналог добровольно не станут. “Закон требует, чтобы глубина переработки утилизированных авто была, как в Европе, – 95%, но наши обещают пока не более 65%. Сложнее всего справиться с пластмассой, резиной, техническими жидкостями (масло, антифриз, тормозная)”, – рассказал Охрименко. (Сегодня/Машиностроение Украины, СНГ, мира)