Несмотря кризис, меткомпании стараются модернизировать производство. Украинские металлурги в 2011 г. инвестировали в обновление производственной базы около $780 млн., российские – более $5,3 млрд. И если национальная сталеплавильная отрасль из-за обострения мирового кризиса в нынешнем году вынуждена экономить на капиталовложениях, то в России инвестиции будут расти при любом развитии событий.
Как правило, именно размеры инвестиционных портфелей дают представление о годовых объемах рынка металлургического оборудования. Показательным будет и сравнение инвестиционных бюджетов украинского и российского чермета, поскольку рынок металлургического машиностроения после распада СССР во многом остался единым. Часто в конкурсах на поставку агрегатов участвуют крупнейшие профильные машиностроители и Украины, и России. Например, осенью минувшего года Ашинский метзавод провел тендер на поставку оборудования для строительства листового прокатного стана “2800”. Заявки на участие подали Новокраматорский машиностроительный завод (НКМЗ, Донецкая обл.), “Уралмашзавод” (Екатеринбург) и итальянская Danieli. В итоге победил НКМЗ, сумма контракта составила $350 млн.
Кто сейчас имеет более сильные позиции на рынке металлургического оборудования СНГ – отечественные, российские или западные производители? Заместитель директора российского Института экономики черной металлургии ЦНИИчермет им. Бардина Владимир Штанский отмечает значительную долю европейских лидеров. По словам эксперта, ныне географическая локация реализуемого проекта имеет второстепенное значение. “В СНГ есть мода на ведущие европейские марки: Danieli, Siemens VAI, SMS Demag. Хозяева разделяют популярное мнение о том, что западное автоматически означает качественное, и не жалеют миллиардов долларов на раскрученные машиностроительные евробрэнды”, – отмечает Штанский. Например, Danieli выступила поставщиком оборудования для нового метзавода “Днипросталь”, для реконструкции сортового цеха Днепровского меткомбината (ДМК) им. Дзержинского, шредерной установки для “Донецкстали”. Белорусский метзавод совместно с этой компанией реализует проект модуля по выпуску горячекатаного листа. Оборудование Siemens установлено в комплексе непрерывной разливки стали и кислородно-конвертерном цехе Алчевского меткомбината.
Однако машиностроители из СНГ не утратили всех конкурентных преимуществ и участвуют в крупных инвестпроектах. Кроме Ашинского метзавода, в 2007 г. НКМЗ получил контракт на реконструкцию непрерывного широкополосного стана горячей прокатки “2500” на Магнитогорском меткомбинате. Это пока крупнейший контракт в истории краматорского предприятия, который предполагает поставку 37,5 тыс. т оборудования примерно на $393 млн. “Азовмаш” обеспечит около 80% поставок оборудования для модернизации “Донецкстали”, поставляет агрегаты заводам корпорации “Индустриальный союз Донбасса”, Новолипецкому меткомбинату.
По мнению экспертов, главным конкурентным преимуществом западных компаний являются эффективные технологические решения на основе новейших разработок, включая сферу ресурсо- и энергопотребления. Для металлургов при постоянном подорожании газа и сырья принциально важно, чтобы новое оборудование позволяло снижать затраты. “У крупнейших европейских концернов намного больше возможностей по разработке инноваций, чем у машиностроителей СНГ, – сетует Штанский. – Кроме того, они обеспечивают качественный постпродажный сервис”.
Тем не менее поставщики из Западной Европы не всегда выигрывают конкурентную борьбу. Практика показывает, что западное оборудование не всегда эффективнее, иногда его эксплуатация сложнее и требует больших затрат. Машзаводы Украины и России способны предложить не только более низкие цены, но и лучшие сроки поставки. А их принципиальным конкурентным преимуществом является отличное знание специфики метпредприятий СНГ. Штанский указывает и на то, что подрядчики из Украины и России стремятся представить максимально полную линейку по базовой цепочке переделов: от аглодоменного – до прокатного. Кроме того, производители СНГ немало потрудились в последние годы над улучшением постпродажного обслуживания.
Кстати, среди участников рынка бытует мнение, что украинские поставщики машин для металлургов успешнее российских. Причину собеседники видят в большем внимании к научно-внедренческой базе и более грамотной работе с потребителем.
А вот машиностроительные компании Китая, несмотря на низкие цены и приемлемое качество, пока не очень сильны на рынке СНГ. Гендиректор центра “Черметинформация” Юрий Снитко связывает это с неспособностью китайцев предложить комплексные решения и незнанием особенностей металлопроизводства в странах СНГ.
Конкурирующие машиностроительные компании прибегают к созданию консорциумов для участия в тендерах. По мнению Штанского, это позволяет объединить знание местных реалий с западными технологиями. Например, НКМЗ и Fives Stein (Франция) подавали совместную заявку на участие в строительстве двух нагревательных печей на Ашинском заводе. Право строить печи досталось другому консорциуму – Савеловского машзавода и Loi Italimpianti (Германия; входит в итальянский концерн Tenova).
“ОМЗ – наш безусловный конкурент, но по крупным проектам мы способны быть эффективными партнерами”, – отмечал ранее владелец НКМЗ Георгий Скударь. Компании и в самом деле договорились объединить усилия при реализации проектов реконструкции Красноярского метзавода и “Arcelor Mittal Кривой Рог”, оснащении агломерационным оборудованием Мариупольского меткомбината им. Ильича. Снитко указывает на то, что в СНГ растет рыночное значение консорциумов. Более того, машиностроители кооперируются не только между собой, но и со строительно-инжиниринговыми компаниями.
Похоже, рынок производителей металлургического оборудования СНГ ожидает консолидация. Отраслевой аналитик Руслан Павленко допускает, что основные активы украинской отрасли металлургического машиностроения в недалекой перспективе могут быть поглощены российскими профильными инвесторами. “По технико-технологическому уровню россияне уступают НКМЗ – но за ОМЗ стоит “Газпромбанк”. А это означает, что россияне могут себе позволить такое серьезное приобретение. Тем самым, по сути, удваивая рыночный потенциал”, – говорит эксперт. По оценкам Павленко, сейчас стоимость НКМЗ составляет не менее $400-500 млн. Ранее Скударь допускал привлечение на предприятие стратегического инвестора. (Укррудпром/Машиностроение Украины, СНГ, мира)