Анализируя состояние мирового рынка средств железнодорожного транспорта, отраслевое объединение UNIFE (Union des Industries Ferroviaires Europeennes) выделяет четыре представленных на нем сектора:
– производство подвижного состава и прокладка междугородных и городских линий (в том числе метрополитена и трамвая);
– производство и монтаж оборудования сигнализации, контроля и связи;
– проектирование сетей железнодорожного транспорта;
– эксплуатация железнодорожных сетей.
Итоги исследования мирового рынка средств железнодорожного транспорта, проведенного UNIFE в сентябре 2011 г., не противоречат выводам, содержащимся в предыдущей версии (2010 г.), поскольку прогнозируется его дальнейшее расширение: в среднем на 2,4% в год до 2016 г., когда совокупная емкость данного рынка составит около 153 млрд. евро, поднявшись примерно со 140 млрд. в настоящее время.
По данным указанного источника, этому росту в значительной мере призваны способствовать ускорение урбанизации развивающихся стран и их все большая потребность в перевозке пассажиров и грузов, усиление внимания к проблемам экологии (для решения которых нередко требуется именно железнодорожный, а не автомобильный транспорт), а также увеличение стоимости горючего.
В этой связи сообщается, что в предстоящие годы население городов, очевидно, будет расти примерно вдвое быстрее, чем все население земного шара (согласно UN Habitat, +1,78% до 2030 г.). В настоящее время в мире насчитывается порядка 100 городов (главным образом в Азии) с числом жителей более 3 млн. Еще одним фактором роста потребности в средствах железнодорожного транспорта наблюдатели считают увеличение расстояний, на которые передвигается современное население и перевозятся грузы. В Европе в настоящее время один житель в среднем перемещается на 35 км в сутки против 17 км в 1970 г.
На рынке железнодорожного оборудования (для линий классического типа, высокоскоростных и подземных) первое место занимает Азия (в первую очередь, КНР), опержая Европу. В целом именно там в ближайшее пятилетие ожидается самый высокий темп развития. Однако Западная Европа остается лидером в так называемой доступной нише (открытой для конкуренции, на которую приходится 70% всех относящихся к этой сфере операций в мире), поскольку в Индии и КНР в некоторых сегментах степень конкуренции достаточно низка. При всем этом нельзя не отметить все большие сдвиги в развитии высокоскоростных линий в Турции и особенно в Российской Федерации, представлющей собой весьма крупный рынок, открытый для партнерских соглашений (например, с Alstom Transport в области подвижного состава).
Общая емкость рынка средств железнодорожного транспорта в различных регионах мира характеризуется UNIFE-BCG следующим образом (млрд. евро):
I | II | |
Западная Европа | 38 | 29 |
Азия и АТР | 43 | 28 |
Северная Америка | 24 | 20 |
СНГ | 15 | 6 |
Центральная Европа | 8 | 3 |
Африка и Средний Восток | 5 | 3 |
Южная Америка | 4 | 3 |
Примечание. I – общая емкость рынка, II – “доступная” ниша.
Структура рынка средств железнодорожного транспорта в распределении по секторам (млрд. евро)
I | II | |
Объекты инфраструктуры | 27 | 20 |
Подвижной состав | 45 | 37 |
Средства сигнализации | 11 | 11 |
Услуги | 53 | 27 |
Примечание. I – общая емкость рынка, II – “доступная” ниша.
Структура рынка подвижного состава (млрд. евро)
I | II | |
Высокоскоростной | 13 | 11 |
Классический | 105 | 70 |
Метро | 12 | 9 |
Трамваи | 6 | 5 |
Примечание. I – общая емкость рынка, II – “доступная” ниша.
Особое внимание авторы исследования уделяют повышению роли средств скоростного транспорта. Они считают, что их доля на рынке железнодорожного оборудования может увеличиться по объему с 5% в 2010 г. до 7% в 2016 г. При этом в Западной Европе общая протяженность соответствующих железнодорожных линий к 2020 г. может достичь 6 тыс. км.
Достаточно высокие темпы развития ожидаются в секторе технического обслуживания, в частности из-за роста числа железнодорожных компаний, прибегающих к аутсорсингу этих операций (совокупная протяженность железнодорожных путей в мире – порядка 1,6 млн. км; подвижной состав в целом насчитывает примерно 5,2 млн. ед. техники, нуждающейся в техобслуживании). В этой связи отмечается, что 2007-2009 гг. 58% всех заказов на рынке объектов инфраструктуры и 44% в секторе подвижного состава приходилось на сделки, касающиеся процесса замены.
В целом в прогнозах UNIFE, касающихся состояния железнодорожного транспорта в мире до 2020 г., превалирует ожидание стабильности. Тем не менее предполагается, что в развивающихся странах сдвиги будут происходить быстрее, чем в мире в целом – в частности в области объемов грузоперевозок, особенно по мере урбанизации этих регионов. Что касается развитых стран, то там те же процессы будут заметно сдерживаться финансовыми трудностями, спровоцированными мировым экономическим кризисом, хотя, согласно последней Белой Книге, посвященной проблемам транспорта, долгосрочные перспективы развития грузоперевозок в Европе выглядят достаточно обнадеживающими (увеличение грузооборота вчетверо к 2050 г.).
По данным Comtrade/GTA, совокупный объем международной торговли подвижным составом и его комплектующими (без учета грузовых вагонов) в 2010 г. оценивался в $18,83 млрд. Основными странами-импортерами в этой области в 2010 г. являлись КНР (10,4%), ФРГ (9,6%), Бразилия (5,8%), Нидерланды (5,8%) и США (5,5%). Анализируя эти данные, эксперты подчеркивают, что доля КНР и ФРГ продолжает расти, а Бразилия в указанном году впервые вошла в ведущую пятерку. В первой десятке, помимо перечисленных стран, фигурировали также Австрия, Австралия, Италия, Канада и Швейцария. Удельный вес Франции – 2,3%.
С учетом грузовых вагонов первая пятерка импортеров предстает в следующем виде: Российская Федерация, ФРГ, КНР, Нидерланды и Бразилия.
Крупнейшими странами – экспортерами подвижного состава и комплектующих для него (без учета грузовых вагонов) в 2010 г. были ФРГ (25,1%), США (10,1%), Австрия (9,8%), КНР (6,4%) и Италия (5,6%). Состав первой тройки не менялся с 2004 г. В десятку лидеров входят также Франция (5,1%), которая в 2007 г. находилась на пятом месте, Испания, Япония, Чехия и Республика Корея.
С учетом грузовых вагонов первая пятерка экспортеров подвижного состава выглядит следующим образом: ФРГ, Украина, США, Австрия и Франция.
Ведущие мировые предприятия в секторе строительства объектов железнодорожной инфраструктуры и путей в 2010 г.: австрийская фирма Voestalpine Bahnsysteme (чей оборот составлял $3472 млн. или 2723 млн. евро), германская Vossloh AG ($1530 млн. или 1200 млн. евро), российская “Евраз Груп” (рельсы и колеса, $1472 млн.), индоевропейская ArcelorMittal Steel (рельсы, около $1 млрд.), индийская Steel Authority of India ($720 млн. в 2009г.; рельсы и другие комплектующие).
Крупнейшие предприятия сектора железнодорожного подвижного состава в 2010 г.: китайская фирма CSR (с оборотом $10,2 млрд.), канадская Bombardier Transport ($9,1 млрд.), германская Siemens Mobility ($8,8 млрд.), китайская CNR ($6,5 млрд.), французская Alstom Transport ($7,1 млрд. или 5,6 млрд. евро), американская GE Transportation ($3,4 млрд.), итальянская AnsaldoBreda ($2413 млрд. или 1811 млн. евро в 2009 г.), испанская CAF ($2000 млн. или 576 млн. евро).
Основными центрами производства подвижного состава считаются Западная Европа, КНР и США, хотя достаточно крупные мощности имеются также в Российской Федерации, Индии, Австралии и Японии. За ними (в порядке значимости) следуют Канада, Бразия и ЮАР. Согласно некоторым аналитикам, одной из характерных черт этого сектора является усиливающаяся конкуренция со стороны азиатских предприятий, в частности из КНР (в развивающихся странах; компании CNR и CSR), Республики Корея (Rotem) и Японии (Kawasaki Hi). Деятельность восточноевропейских продуцентов в основном ориентирована на рынки своего региона. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)