Емкость автомобильного рынка ЮАР оценивается западными аналитиками примерно в $18,5 млрд. Доля автомобильной отрасли в ВВП составляет 6,5%, а парк автомобилей в стране насчитывает 9 млн. шт., из которых 5 млн. приходится на легковые машины.
Продажи новых автомобилей в ЮАР в 2010 г. возросли на 24,7% до 493 тыс. шт., это самый высокий годовой прирост с 1963 г. В 2011 г. данный показатель увеличился, по оценке, на 15-17%. Стоимость новых машин, проданных в 2010 г., составила сумму, эквивалентную 13,5 млрд. евро (130 млрд. рэнд.), что на 20% превысило уровень 2009 г.
В 2010 г. южноафриканский рынок автомобилей в основном поделили между собой компании Toyota (ее доля в общих продажах составила 20,5%), Volkswagen (14,3%), General Motors (11,2%), Ford (8,8%), Nissan (7%), Renault (3,7%) и Peugeot (1,5%). Наиболее популярными моделями первых двух поставщиков были Toyota Hilux и Polo Vivo (их было продано 32 тыс. и 24 тыс. шт. соответственно), а всего на рынке было представлено более 1800 моделей 57 марок.
Автомобилестроение занимает важное место в промышленной стратегии правительства ЮАР. Разработана долгосрочная программа развития отрасли, цель которой состоит в том, чтобы довести к 2020 г. производство автомобилей в стране до 1,2 млн. шт. в год. Программа вступит в силу в 2013 г. и заменит принятую в 1995 г., которая уже не отвечает стоящим перед отраслью новым задачам.
В соответствии с новой программой местные продуценты автомобилей получат право на уплату умеренных импортных пошлин (для ввозимых комплектующих она составит 20%), а те фирмы, у которых годовое производство превышает 50 тыс. шт., смогут импортировать часть нужных им комплектующих беспошлинно. Кроме того, продуценты автомобилей, содействующие образованию рабочих мест в стране, и местные поставщики частей с высокой добавленной стоимостью получат дополнительные льготы от правительства.
В 2010 г. в ЮАР было произведено 470 тыс. автомобилей, или на 40% больше, чем в 2000 г.; экспорт составил 240 тыс. шт., что на 37% превысило уровень 2009 г. В стране действует 7 продуцентов указанных транспортных средств – Ford, Renault-Nissan, General Motors, BMW, Volkswagen, Mercedes-Benz и Toyota.
Свои производственные мощности на территории ЮАР имеют 16 из 20 главных мировых поставщиков автомобильного оборудования. В настоящее время доля местных компонентов в стоимости изготовляемых в стране автомобилей должна составлять не менее 35%, а в дальнейшем (в соответствии с новой программой) должна удвоиться.
Емкость рынка автомобильных частей только в провинции Гаутенг (где находятся Йоханнесбург и Претория) оценивается в $1,4 млрд., что превышает данный показатель в Ирландии, Израиле и Малайзии. Свидетельством конкурентоспособности автомобильной промышленности ЮАР является выбор этой страны (вместе с ФРГ, КНР и США) в качестве места производства нового автомобиля Mercеdes Classe C.
Доля импортных комплектующих при сборке автомобилей в ЮАР составляет в настоящее время около 65%, что делает актуальной проблему подготовки квалифицированной рабочей силы. Значителен удельный вес иностранной продукции и на рынке запчастей. Кроме того, в стране бывает трудно найти качественный инструмент, и он часто приобретается местными компаниями в Европе (в частности, в Португалии и Италии).
Импорт некоторых автомобильных комплектующих в ЮАР в 2010 г.
Код позиции* | Наименование товарной позиции | Млн. евро |
8706 | Шасси с установленными двигателями для автомобилей товарных позиций 8701-8705 | 2190, 51 |
8413 | Насосы жидкостные с расходомерами или без них, подъемники жидкостей | 252,77 |
4011 | Шины пневматические резиновые новые | 425,13 |
8707 | Кузова (включая кабины) для автомобилей товарных позиций 8701-8705 | 5434,42 |
8512 | Оборудование электроосветительное или сигнализационное (кроме изделий товарной позиции 8539), стеклоочистители, антиобледенители и противозапотеватели, используемые на велосипедах или автомобилях | 83,08 |
* – В Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. (БИКИ/Машиностроение Украины, СНГ, мира)