Одна из ключевых отраслей экономики Германии, автомобильная промышленность, вошла в 2015 г. на мощном подъеме. Volkswagen, Audi, Skoda, Porsche, BMW, Rolls-Royce, Mercedes – практически все принадлежащие немецким автоконцернам ключевые брэнды завершили минувший год с рекордными объемами продаж. Заметно улучшили показатели и немецкие дочки американских концернов – Ford Europe и Opel.
Самый знаковый рекорд установила Volkswagen Group. Она стала первой в истории мирового автопрома компанией, которая объявила о том, что сумела за год продать свыше 10 млн. легковых и грузовых автомобилей (10,14 млн.). Теперь все с нетерпением ждут отчета японской корпорации Toyota: удалось ли и ей пробить этот эпохальный рубеж и сохранить пальму первенства?
Скорее всего удалось. Однако совершенно очевидно, что группа Volkswagen вплотную приблизилась к стратегической цели – обогнать Toyota и стать крупнейшим автостроителем планеты. Первоначально концерн намеревался достигнуть этой цели в 2018 г., но теперь вполне вероятно, что он досрочно добьется мирового лидерства уже в 2015 г.
В группу Volkswagen входят 12 брэндов. Все основные из них добились в 2014 г. беспрецедентных показателей сбыта. Для марки Volkswagen это был уже десятый рекордный год подряд: продажи выросли на 1,6% до 6,12 млн. единиц. У Audi продажи увеличились на 10,5% и составили 1,74 млн., у Skoda – на 12,7%, что позволило чешскому автозаводу впервые произвести свыше 1 млн. автомобилей, у Porsche – на 17% до почти 190 тыс. спортивных автомобилей и внедорожников класса “люкс”.
В свою очередь группа BMW впервые продала свыше 2 млн. автомобилей: сбыт вырос почти на 8% – до 2,12 млн. единиц. При этом продажи автомобилей марки BMW выросли на 9,5% и составили 1,8 млн. А у принадлежащего баварскому концерну британского производителя Rolls-Royce состоятельные клиенты впервые приобрели свыше 4000 сверхдорогих автомобилей, обеспечив этой дочке пятый рекордный год подряд.
Концерн Daimler тоже установил очередной фирменный рекорд, увеличив продажи автомобилей ключевой марки Mercedes-Benz на 12,9% до 1,65 млн. Тем не менее среди немецких производителей автомобилей премиум-класса он вновь занял третье место после BMW и Audi.
Не рекордные, но заметно улучшившиеся по сравнению с 2013 г. результаты показали и немецкие дочки американских автомобилестроительных корпораций. Компания Ford Europe увеличила продажи на ключевом европейском рынке, в Германии, на 6,8%. В результате завод корпорации в Кельне, которому в октябре и ноябре прошлого года пришлось работать по сокращенному графику, с февраля вновь вводит третью смену.
Из многолетнего тяжелого кризиса явно выходит автопроизводитель Opel, принадлежащий американской корпорации General Motors. Минувший год был для него по объемам продаж лучшим с 2011 г.: сбыт составил почти 1,1 млн. единиц, что на 3% больше, чем в 2013 г. На ключевом немецком рынке продажи выросли на 6%. К тому же Opel второй год подряд увеличивает долю на европейском автомобильном рынке.
Успехи Opel тем более показательны, что они были достигнуты несмотря на 20%-ное сокращение продаж на российском рынке, на который руководство компании сделало особую ставку. В свою очередь, очередной рекорд Rolls-Royce в значительной мере обеспечили именно богатые российские покупатели, спасавшие рубли от обесценивания.
Конечно, объемы продаж – это всего лишь количественный показатель, тогда как решающее значение имеет прибыль. Финансовые результаты 2014 г. немецкие автостроители подведут и опубликуют лишь через несколько недель. Однако можно исходить из того, что при столь высоких показателях сбыта прибыль окажется если и не рекордной, то во всяком случае очень высокой.
Тем более что немецким автоконцернам, имеющим сильные позиции на рынке США, весьма благоприятствует снижавшийся в течение всего второго полугодия 2014г. обменный курс евро к доллару. Немецкий автопром – типичный пример экспортно ориентированной отрасли, выигрывающей от низкого курса национальной валюты. (Deutsche Welle/Машиностроение Украины и мира)