Украинский аграрный сектор продолжает испытывать нехватку сельхозтехники. Эксперты оценивают дефицит тракторов в Украине на уровне 45%. Зарубежные производители считают такую ситуацию выгодной и надеются реализовать у нас крупные инвестпроекты.
Министерство аграрной политики декларирует, что проблем с техникой у аграриев нет – для проведения комплекса осенне-полевых работ в Украине в 2014 г. готовность техники составляет 98%. Всего осенью в сельхозработах планировалось задействовать около 180 тыс. тракторов и около 228 тыс. почвообрабатывающих и посевных машин, говорится в сообщении ведомства.
Чиновники декларируют, что с начала 2014 г. аграрии приобрели 4851 единиц техники на 2,2 млрд. грн., в том числе: тракторов – 1510 ед. (662,1 млн. грн.), зерноуборочных комбайнов – 338 ед. (497,2 млн. грн.), кормоуборочных комбайнов – 28 ед. (23,4 млн. грн.), почвообрабатывающей техники – 882 ед. (184,7 млн. грн.), посевной техники – 608 ед. (292,1 млн. грн.) и 1485 ед. (540,4 млн. грн.) другой техники и оборудования.
Однако на практике ситуация не столь позитивна. По данным агенства Agrisurvey, в 2010-2013 гг. в Украине наблюдалась тенденция роста рынка сельскохозяйственной техники, которая, к сожалению, в 2014 г. не актуальна.
Большая часть сельхозпроизводителей принимают решения о покупке техники в зависимости от текущей ситуации. Такие результаты, а также тот факт, что 20% аграриев планируют покупку техники всего за 1-3 месяца до начала ее эксплуатации, говорят о высокой степени неопределенности на этом рынке. Как результат, компании-производители техники вынуждены завозить часть оборудования на склад, чтобы не потерять своих клиентов и долю на рынке.
На динамику продаж сельхозтехники имеет влияние комплекс факторов, в том числе военные действия, девальвация гривни, вероятность введения пошлин на импорт с/х оборудования и цены на аграрную продукцию. Учитывая все вышеперечисленное, ожидать роста продаж тракторов и комбайнов в этом году не стоит.
Среди фермеров уже сейчас наблюдается тенденция постепенного перераспределения долей рынка от малой к большой технике. На ускорение такого перераспределения может повлиять ситуация с землей – будут или нет вводить ограничения на рост земельных банков.
Аграрии сейчас отдают предпочтение не очень дорогой технике для обработки земли. При этом дорогие покупки (например, новые комбайны) фермеры пока отложили до лучших времен. Все более внимательнее компании изучают вопрос аренды техники, а также ремонта существующей.
Из года в год руководство Минагропрода заявляет об амбициозных планах по совместному производству сельхозтехники в Украине. Заявления остаются заявлениями. Планам выпускать у нас комбайны совместно с мировыми лидерами Claas и John Deere пока не суждено сбыться. Под вопросом также остается и совместное производство в Украине белорусской сельхозтехники.
Несмотря на всю сложность ситуации, отечественные производители пытаются проявлять активность. ХТЗ, к примеру, декларирует планы по сборке продукции в Евросоюзе. Завод также модернизирует линейку, вводя в нее трактора для фермеров. Знаменитый “Херсонмаш”, внедрил новую технологию покраски и разработал новые приспособления и жатки для кукурузы и подсолнечника. А “Белоцерковмаш” вывел на рынок агрегат для внесения безводного аммиака.
Украинские аграрии в основном закупают трактора производства США, Беларуси и Германии. До 2012 г. большая часть тракторов закупалась в Беларуси, однако начиная с 2013 г. пальму первенства в этом высококонкурентном сегменте заняли американские модели. На третьем месте Германия. Продажи из этой страны очень активно росли в 2010-2011 гг., а в 2013 г. показали падение.
Схожая ситуация и в сегменте сельхозмашин и оборудования. Эта техника в Украину поступает в основном из США, Германии, Франции. Доминирующее положение на рынке с долей более 50% занимают Германия и США, поставки из которых в 2009-2013 гг. составили $700 млн. и $650 млн. соответственно. В 2013 г. доля Германии в импорте составила 29%, а доля США – 28%.
Несмотря на всю сложность политической ситуации и падение продаж, мировые лидеры по производству техники дилерские и филиальные сети не сокращают, и даже наоборот. Занимаются развитием сетей в Украине такие гиганты, как John Deere и Сase. Отдельные компании решили провести распродажу стоков по фиксированному курсу. Для стимулирования спроса некоторые производители, например, Manitou, пустили совместно с дилерами программу “Трейд-ин” для украинского рынка. Все вместе эти процессы имитируют жизнь рынка.
В заключение хотелось бы заметить, что развитие аграрного рынка в Украине невозможно без внедрения передовых технологий, которые предусматривают использование современной сельскохозяйственной техники. Несмотря ни на что, мировые производители сельхозтехники считают украинский рынок одним из самых перспективных в Европе, и уходить отсюда не собираются. (РБК-Украина. Исследования рынков/Машиностроение Украины и мира)