В 2014 г. рынок новых легковых автомобилей составил 92352 единицы, что на 54% меньше, чем годом ранее. Такой результат был обусловлен сложной экономической ситуаций, в которой оказалась Украина, а также потерей части территорий, в которых было сконцентрировано около 25% всех продаж в предыдущие годы.
Тем не менее, 2014 г. принес украинскому авторынку нового лидера. Им впервые стал брэнд Toyota с вполне убедительным результатом. Задатки лидера у Toyota стали проявляться еще в конце 2013 г., когда эта марка начала возглавлять рейтинг самых продаваемых авто. Но если раньше, лидерами рынка становились лишь самые доступные авто, то в 2014 г. ситуация изменилась. Теперь предпочтения украинцев изменились.
Удержать позиции смог Volkswagen, Nissan и АвтоВАЗ, а у остальных брэндов итоговые показатели отличались от позиций годом ранее. На фоне 54%-ного спада авторынка добиться роста продаж в абсолютных цифрах не удалось практически никому, кроме экзотических марок.
Но “высшим пилотажем” стал рост влияния некоторых автобрэндов на фоне масштабного спада. Если проанализировать показатели падения продаж, то у тех марок, у кого они меньше -54%, значит им удалось найти рецепт “выживания” в кризис. Таких операторов было почти половина от представленных на рынке. Они не только успешно выводили новинки на рынке, но и шли на встречу потребителям, но и торговали иногда в ущерб прибыльности. На протяжении 2014 г. было несколько волн девальвации гривни, которые сопровождались ажиотажем покупателей, искавших авто по “старому” курсу.
Именно эти покупатели спасли украинский авторынок от еще большего падения и позволили автодилерам пережить 2014 г. Почти все дилерские сети сохранили работоспособность и вошли в 2015 г. с намерениями продолжать работать. Исключение составляют лишь дилеры в Донецкой и Луганской областях, а также ряд операторов в Крыму. Часть из них была просто физически уничтожена и не скоро возобновит работу, а часть просто лишилась дилерских контрактов в силу разных причин.
Декабрьские результаты продаж на уровне 6900 новых автомобилей вселяют оптимизм. Во-первых, не смотря на почти 2-кратную девальвацию, авторынок смог продемонстрировать рост продаж в декабре, пусть и не большой (+7%). Во-вторых, традиционно, именно декабрь задает тональность рынку в I квартале, а она была положительная. К тому же очевидно, что потребность в автомобилях в Украине огромна и покупатели даже без автокредитования, находят возможность покупать подорожавшие авто.
Но в 2015 г. на рынок будет сильно влиять изменившееся законодательство. Новые налоги неизбежно приведут к росту цен на автомобили, даже без учета девальвации. Выдержат ли покупатели очередной виток цен – покажет время. (Auto-Consulting/Машиностроение Украины и мира)