Совет директоров “Силовых машин” принял решение закрыть представительство в Донецке. У “Силовых машин” два типа представительств за рубежом: на приоритетных рынках и в местах, где реализуются проекты.
В компании пояснили, что выполнили обязательства по проекту перед заказчиком, никакой политической подоплеки в этом решении нет. В Донецке сотрудники российской компании обслуживали проект по модернизации паровых турбин Луганской ТЭС, которая входит в состав энергетического холдинга “ДТЭК” украинского олигарха Рината Ахметова. “Силовые машины” и “ДТЭК Востокэнерго” заключили контракт в мае 2012 г. Тогда же было открыто и представительство. Работы по контракту планировалось завершить в 2014 г.
После начала конфликта на востоке Украины весной 2014 г. ТЭС оказалась в зоне боев. Станция находится в Счастье, который сегодня контролируется силами Национальной гвардии Украины. Причем линия фронта проходит недалеко от города.
С сентября прошлого года из-за повреждений линий электропередачи, соединяющих ТЭС и объединенную энергосистему Украины, электростанция работает в режиме энергоострова (это значит, что в случае аварийных остановок блоков на станции обеспечить подачу электроэнергии на нее из энергосистемы страны – невозможно). По состоянию на конец мая на ТЭС работают два энергоблока (262 МВт).
Представитель ДТЭК в Донецке не смог прокомментировать вопрос о том, полностью ли выполнили обязательства “Силовые машины”.
Эксперты полагают, что уход “Силовых машин” с Украины связан с высокими рисками ведения бизнеса.
“Работа в зоне боевых действий связана с повышенным риском для сотрудников, который должен оплачиваться отдельно. К тому же бизнес на территории юго-востока Украины мог негативно отразиться на взаимоотношениях компании с ее ключевыми партнерами на Западе”, – сказал президент группы компаний “Энергия” Сергей Гуськов.
Другие эксперты также отметили, что риски для компании слишком высоки.
“Украина собирается требовать от России компенсацию за Крым, при этом украинские власти рассматривают возможность ареста не только российской госсобственности, но и активов российских компаний”, – отметил аналитик IFC Дмитрий Лукашов.
В этих условиях компания, по мнению экспертов, решила минимизировать риски. Основной владелец Алексей Мордашов постепенно избавляется от украинских активов – прошлой осенью “Северсталь” Мордашова продала немецким инвесторам метизный завод в Днепропетровске.
С точки зрения объемов выручки рынок Украины для “Силовых машин” небольшой. Однако он мог бы быть интересен российской компании с точки зрения сервисного обслуживания оборудования, которое используется на украинских станциях, в том числе атомных. Ведь на четырех действующих украинских АЭС (Запорожской, Ровенской, Южно-Украинской и Хмельницкой) эксплуатируется оборудование, изготовленное на предприятиях российской компании. (Укррудпром/Машиностроение Украины и мира)