Полное прекращение пусков с космодрома “Байконур” ракет-носителей “Протон”, использующих в качестве топлива токсичный гептил, произойдет в 2025 г. Об этом 4 июня сообщил председатель Аэрокосмического комитета Министерства по инвестициям и развитию РК Талгат Мусабаев, выступая на пленарном заседании сената.
На заседании сенаторы рассмотрели ратификацию поправок в соглашение между правительствами Казахстана и России о создании на космодроме “Байконур” нового, экологически безопасного, космического ракетного комплекса “Байтерек” (на базе российской ракеты-носителя “Ангара”). Он должен заменить действующий сегодня космический ракетный комплекс “Протон”. Соглашение заключено еще в 2004 г., однако комплекс до сих пор не построен.
“Для реализации данного проекта создано совместное предприятие “Байтерек”, которому казахстанской стороной выделен бюджетный кредит в $223 млн. сроком на 19 лет с пятилетним льготным периодом по погашению основного долга и уплате вознаграждения, – пояснил Талгат Мусабаев. – По условиям соглашения, российская сторона должна была обеспечить летные испытания космического ракетного комплекса “Ангара” на космодроме “Плесецк” в 2008 г. Данные испытания были успешно проведены только в декабре прошлого года. Вследствие чего реализация проекта затянулась, кроме того, цена проекта выросла с $223 млн. до $1680 млн.”. По его словам, поправки предусматривают продление льготного периода по погашению основного долга и уплаты вознаграждения по бюджетному кредиту до 2019г. Это позволит совместному предприятию “Байтерек” продолжить реализацию проекта и сохранить наработанный проектный и кадровый потенциал.
Сенатор Нурлан Оразалин поинтересовался у главы Аэрокосмического комитета: имеют ли отношение запуски “Протонов”, работающих на гептиле, к гибели в Казахстане более 120 тыс. сайгаков?
Талгат Мусабаев от прямого ответа ушел. Он согласился с тем, что гептил является токсическим веществом первого класса, наносящим вред экологии. По его словам, сейчас ведется работа по сокращению запусков “Протона”. “Сегодня одномоментно закрыть ракету-носитель “Протон” просто невозможно. Тогда наш комплекс “Байконур” вообще становится ненужным для РФ, они сворачиваются и уходят. “Протон” является лучшей ракетой-носителем с точки зрения экономики выведения спутников и космических аппаратов. Это, можно сказать, “конек”, на котором работает РФ по выводу в космос больших космических аппаратов. Но, несмотря ни на что, мы проводим серьезнейшую работу по сокращению пусков данных ракет. У нас уже есть документ, подписанный обеими сторонами, о поэтапном сокращении пусков ракеты-носителя “Протон”. Полное прекращение пусков этих ракет произойдет к 2025 г.”, – рассказал руководитель Аэрокосмического комитета.
В свою очередь, депутат Мурат Бактиярулы поднял вопрос о том, будет ли выплачен российской стороной экологический ущерб, нанесенный аварией ракеты-носителя “Протон-М” 2 июля 2013 г. “Вообще это прерогатива не нашего министерства, а природоохранного комитета Министерства по энергетике. Они занимались этим делом и посчитали сумму около 14 млрд. тенге на основе каких-то собственных изысканий и данных, которым даже нам мало понятны. На самом деле этот вопрос не будет решен, пока не будет создана совместная инструкция или документ, который позволит нам совместно определять ущерб. Сейчас, насколько я знаю, они разрабатывают такой документ вместе с Российской Федерацией”, – ответил Талгат Мусабаев.
Сенатор Ахан Бижанов задал вопрос о возможной оптимизации совместного проекта по созданию космического ракетного комплекса “Байтерек”, поскольку за прошедшие годы “изменилась конъюнктура цен, технологии и материалы”. “Мы предложили сейчас приступить к оптимизации и проведению предпроектных работ, созданию проектной документации, разработке технического проекта, административно-регуляторной документации. Это очень большая работа, которая будет идти приблизительно 3-4 года минимум. Мы можем начать строительство после проведения этих работ только в 2021 г.”, – уточнил Мусабаев.
В результате депутаты, согласившись с тем, что законопроект очень важен для развития космодрома “Байконур”, единогласно одобрили ратификацию поправок в соглашение. Таким образом, проект закона считается одобренным парламентом в целом и направляется на подпись главе государства. (forbes.kz/Машиностроение Украины и мира)